Жители разных региональных центров Поволжья уверены: именно их город – самый грязный и вполне может претендовать на звание «мусорной столицы». Впрочем, их не сильно обрадует, что есть места еще непригляднее: своей грязи от этого меньше не становится

Жители поселка Ипподром (в Ульяновске), намучившись за лето, подняли шум по поводу того, что ООО «Центр экологических технологий» (ЦЭТ) не выполняет условий договора и по нескольку дней не вывозит из дворов твердые бытовые отходы (ТБО). Контейнерные баки к сентябрю оказались завалены мусором, а территория превратилась в зону антисанитарии. Заместитель мэра Сергей Савельев заявил, что с ЦЭТ будет расторгнут договор, если предприятие не выполнит свои обязательства. Жители полагали, что нерадивая фирма, услышав вицемэра, кинется срочно наводить порядок в поселке. Не тут­то было! Част­ная компания не только не услышала чиновничьего окрика, но и вовсе прекратила вывоз мусора с дурно пахнущих помоек Ипподрома. Бояться фирме нечего: муниципальные предприятия по уборке мэрия перестала финансировать, и они приказали долго жить. А ЦЭТ обслуживает почти весь город и сам диктует качество своих услуг и фактически цены на них, добиваясь в неконку­рентной среде повышения для населения тарифов на вывоз ТБО.

Поселок Ипподром – не единственное и не самое грязное место в городе. И для самих ульяновцев поведение ЦЭТ и мэрии – явление привычное. Люди здесь креативные. Это они ввели в обиход понятие «мусорная столица Поволжья», разместив на местных интернетсайтах фотогалерею ульяновских помоек и присвоив столь сомнительный титул соб­ственному городу. Так мрачноиронично реагирует на захламленность, неухоженность старинного купеческого Симбирска (историческое название Ульяновска) поколение ИТ.

Официальное лицо с лопатой

Пока губернатор Сергей Морозов метлой и граблями лично наводит в Ульяновске чистоту, свалки наступают на центр города

Возможно, молодому поколению невдомек, что мусорную беду поселка Ипподром и всего города можно превратить в постоянно действующую пиаркампанию для местных властей.

Так, население Ульянов­ска было проинформировано о том, что 1 сентября город встретил субботником. Особенно повезло Заволжскому району: здесь вывезен мусор, покрашены бордюры, установлены урны и лавочки. В благоустройстве района приняли участие губернатор Сергей Морозов, сотрудники администрации и правитель­ства области, мэрии Ульяновска и другие официальные лица.

«Это полная профанация и нелепый пиар! – сказал журналу ‘‘Эксперт Волга’’ член региональной Общественной палаты Евгений Лытяков. – На самом деле проблема не решается. Чиновники, дневной заработок которых составляет не менее тысячи рублей, не должны махать метлами, превращаясь в вип­дворников».

К дворникам на служебных «бумерах» команда губернатора Морозова приставляет и простых горожан. Эра субботников в Ульяновске осталась позади, на смену ей пришло новое явление – санитарная пятница. Жители должны будут в этот день заниматься уборкой территории своего проживания – наводить марафет на стенах домов, жечь мусор во дворах.

Власти Нижнего Новгорода и Самары, в отличие от ульяновских, выходят махать метлами примерно раз в год – в апреле, когда вверенные им города после таяния снега просто утопают в грязи. В остальное время года они борются с мусором путем издания постановлений и распоряжений и административного контроля за их исполнением.

В Нижнем Новгороде в этом году приняты правила уборки территорий города. Уборка подразделяется на летнюю и зимнюю. В частности, в период летней уборки должны ежедневно проводиться подметание территорий с твердым покрытием, сбор мусора со всех территорий, промывка твердых покрытий от пыли и грязи, уборка с них мусора и сбор его по мере накопления, но не реже, чем один раз в три дня, и т. д. Нижегородцы читают это постановление как сочинение в стиле фэнтези, потому что к реальной жизни оно имеет такое же отношение, как приключения Гарри Поттера.

Москвичам везде дорога

Более реалистично мыслящие (в отличие от местных чиновников) нижегородские экологи обеспокоены возможностью строительства в Нижнем мусоросжигательного завода, о чем неоднократно заявляла областная администрация. Будь он построен, к уже привычному зловонию помоек добавятся выбросы токсичных загрязняющих веществ – диоксинов, нафталинов, хлорбензолов и т. д. Экологи так и не могут добиться ответа, почему губернатор Валерий Шанцев, не один год работавший в правительстве Москвы (город имеет опыт не сжигания, а переработки ТБО), так настойчиво поддерживает самый неэффективный способ решения мусорной проблемы.

Хотя в Самаре собираются в будущем мусор не сжигать, а все же перерабатывать, сейчас прогрессивная мысль муниципальных властей погоды в мусорной сфере не делает. Год назад команда претендента на кресло мэра Виктора Тархова штурмовала власть (в период избирательной кампании) с лозунгом «Самара должна стать чистой». После выборов лозунг пропал, а Самара попрежнему ужасает антисанитарией даже в центре города, не говоря уж об окраинах. Более того, теперь и сам мэр Тархов признал остроту этой проблемы: на территории города в год образуется около четырех миллионов кубометров твердых бытовых отходов, около половины их приходится на долю жилищного сектора. И все это необходимо собрать и вывезти из мест проживания населения.

Власти Самары в середине лета выяснили, что монополист на мусорном рынке – муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» — год назад стало частным (до прихода команды нынешнего мэра). Муниципалитет признал, что утратил рычаги контроля за уборкой мусорных контейнеров и вывозом ТБО на свалки. Привлеченные малые предприятия срывают график обслуживания. И самарская мэрия решила сделать ставку на крупный бизнес. По словам первого заместителя мэра Дмитрия Азарова, муниципалитет намерен привлечь солидных инвесторов – в том числе из Москвы. Самарские власти надеются на конкуренцию и столичный опыт.

У кого свалка, а у кого – «Имабе Иберика»

Саратов чистым и ухоженным не назовешь, как и Самару, Ульяновск, Нижний Новгород. Особенность его – в обилии полигонов ТБО, или свалок, как их называют сами чиновники. В 2006 году на полигоны было вывезено 312 тыс. тонн отходов разных классов опасности. Площадь их огромна: один только объект, расположенный в Волжском районе, рядом с рекой Гуселки, занимает 26,5 га, а есть еще Александровский карьер в Заводском районе (площадь 52,1 га), Елшанский полигон, эксплуатируемый ООО «Экко­2003». И все – без исключения – полигоны расширяются, наращивают свои мощности! Так что скоро Саратов окажется в кольце облагороженных, но все же свалок. Кого такая перспектива может порадовать, кроме самих владельцев бизнеса на отходах человеческой жизнедеятельности?!

Экологи и профессионалы мусорного дела сходятся в одном: свалки порождают свалки, и они способны накрыть города, как цунами. Однако этого все же не должно случиться, потому что мировая человеческая мысль не такая одномерная, как у саратовских властей. Не только зарубежные города, но и совсем недальняя (от Саратова) Казань давно уже живет в другом измерении. Татарстан можно назвать регионом не только нефти, нефтехимии и хоккейного клуба «Ак Барс», но и территорией с развивающейся мусоропереработкой европейского уровня.

Не так давно мэр Казани Ильсур Метшин подписал соглашение о строительстве в городе двух мусоросортировочных заводов с одной испанской компанией. Общая мощность сортировки будет составлять более 400 тыс. тонн ТБО в год. Таким образом, в Казани появится возможность направлять на сортировку и дальнейшую переработку вторсырья и утилизацию отходов почти весь собираемый мусор.

Ильсур Метшин, выступая перед общественностью, подчеркнул: «Мы будем возрождать и повышать культуру сбора мусора, раздельного сбора вторсырья. К сожалению, для нашего современного общества этой культуры пока не хватает». В этом выводе мэра сходятся простые и ясные идеи: власть работает сама, создает условия для цивилизованного поведения своих граждан и вправе требовать с них соблюдения правил бытовой культуры. Разумеется, до полного единства этих идей Казань должна еще пройти не самый короткий путь. Но, в отличие от пребывающих в обломовском состоянии соседей по Поволжью, она уже – на этом пути, и сомнительный титул «мусорной столицы» ей сейчас не грозит.

В подготовке материала участ­вовали Галина Щербо, Нижний Новгород, Евгения Газизова, Казань, Михаил Белый, Ульяновск, Максим Киселев, Саратов