Почему власти удается поднять то, что людям не под силу

Маленькая-маленькая, а поднять невозможно. Это загадка про заработную плату в Ульяновске. В минувший понедельник на аппаратном совещании губернатор Сергей Морозов призвал чиновников правительства и ведомств области преодолеть законы «финансового тяготения» и добиться повышения зарплаты работников в предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

Как сообщил зампред областного правительства Александр Пинков, сегодня средняя заработная плата по региону – 8100 рублей. В то же время, по данным на начало года, более семи тысяч работодателей платили своим работникам зарплату меньшую, чем прожиточный минимум. По словам Пинкова, после того, как поработала с руководителями компаний межведомственная комиссия, количество подозрительных работодателей сократилось до пяти тысяч. Морозов потребовал продолжить работу и привел примеры ежемесячного вознаграждения за труд работников предприятия, занимающегося ресторанным бизнесом. 1700 рублей.

– Кто поверит, что может быть такая зарплата? – восклицал глава области. – А если и вправду именно так платят, то вообще надо пороть их как сидорову козу! Даже рабовладельцы так себя не вели!

Методы повышения остались в секрете. Губернатор образно предложил хоть чай пить с хозяевами предприятий, хоть плясать, но добиться повышения, чтоб не обрекать народ на нищету. В реальности, как сообщают предприниматели, «чай и пляски» переводится как беседы чиновников и визиты налоговиков. Как раз накануне местная газета опубликовала прощальное письмо предпринимателя, продавшего за бесценок свой бизнес и навсегда покинувшего Ульяновск из-за того, что после неоднократных требований поднять зарплату при параллельном повышении стоимости аренды и электроэнергии его дело стало убыточным.

Областное правительство намерено наряду с силовыми использовать и моральные стимулы, для чего вывешивать в Интернете список подозрительных компаний с низким уровнем доходов их работников. Народ теперь гадает, будут ли в этом списке учреждения культуры и, в частности, библиотеки, сотрудники которых нынче относятся к самой бедной категории граждан России. Не секрет, что библиотекарь с высшим образованием, но без стажа работы получает 1700-1800 рублей. То есть, как раз ту сумму, до которой, по словам губернатора, даже рабовладельцы бы не опустились. И это – несмотря на объявленный в области Год чтения. В областной целевой программе «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2010 годы» 181 миллион рублей выделен на компьютеры, фонды, ремонт – но только не на повышение зарплаты. Начальник областного управления культуры Татьяна Ившина считает, что у библиотекарей есть возможность повышать свою зарплату за счет экономии при работе в сокращенном составе, или за счет денег, получаемых от платных услуг, однако ульяновские библиотекари признаются, что им этого делать не дают.

Возможно, взор губернатора просто еще не падал на книги – до них ли, когда такое творится. Уверен, что губернатору под силу поднять и эту неподъемную малость. Получается, что областная исполнительная власть взяла на себя роль профсоюзов – это они должны бы требовать от работодателей повышения зарплаты. Но председатель Федерации организаций профсоюзов Ульяновской области Виктор Служивой лишь поддерживает власть, взявшую у него инициативу борьбы за повышение зарплаты. При этом он признает, что сами профсоюзы на предприятиях нередко слабые, и не в состоянии бороться за интересы работников.

– А на частных предприятиях они вообще задавлены и даже ликвидированы, – говорит Служивой. – Эти все новые русские шахи и падишахи считают, что профсоюз им будет только мешать, попробуй заикнись – уволят.

– Зато с областной властью владельцы и директора компаний ссориться не хотят, а потому идут на уступки в надежде, что когда-нибудь им это зачтется, – говорит доцент УлГУ Максим Светуньков, занимающийся экономической социологией. – Профсоюзы же как были, так и остались ручными. Когда мы для своих исследований собирали информацию о протестах, пикетах и забастовках рабочих, оказалось, что в профкомах даже не владеют этой информацией.

Светуньков считает, что административный ресурс применяется оттого, что налоговое законодательство и сами экономические условия в Ульяновской области пока не являются стимулом роста зарплаты. В то же время никто в Ульяновске не может спрогнозировать, как будет дальше развиваться это явление, и чего будет больше – «чаю», или «плясок».

В современной России, к сожалению, работают не законы, а личные договоренности, и для экономики это очень плохо.