Ульяновск экспортирует судебный опыт
Будущее собственной крыши, а также стен, труб и батарей все больше начинает беспокоить собственников жилья. После рассказа о том, как жильцы одного из ульяновских домов через суд заставили мэрию выделить средства на капитальный ремонт дома, в ульяновский Центр защиты прав потребителей, специалисты которого среди прочих направлений защищают граждан, попавших в проблемные дебри реформы ЖКХ, посыпались звонки с просьбами научить выбивать положенное по закону. И не только из Ульяновска и Ульяновской области – звонят из Самары, Тольятти, Оренбурга…
После введения в действие Жилищного кодекса Центр уже не раз помогал жильцам составлять исковые заявления в суды и даже сопровождал судебные процессы. Надо отдать должное судьям и жилищным правозащитникам – все эти иски с требованиями выполнить текущий или капительный ремонт были удовлетворены. Суммы – от сотен тысяч рублей до десятков миллионов. По словам руководителя Центра Григория Каленова, первыми стали обращаться собственники жилья из домов, которые простояли уже по 50 лет без какого-либо ремонта.
– Изучив законодательство, мы пришли к выводу, что капремонт должны проводить управляющие компании (на тот момент, как правило – муниципальные) совместно с мэрией, именно поэтому в исках два ответчика, – говорит Каленов. – Чаще всего суды приходили к выводу, что если ремонт был положен по срокам, но не проводился, то ответчиком должна быть мэрия Ульяновска. Представители мэрии, как правило, сопротивлялись и настаивали на том, что текущий и капитальный ремонт домов – это забота самих квартировладельцев. Но жильцы не виноваты в том, что средства, перечисляемые ими на капремонт все предыдущие двадцать или пятьдесят лет, расходовались городской администрацией на любые другие направления, но только не на восстановление жилья.
По словам Каленова, ситуация с капитальным ремонтом вообще-то очень серьезная, и то, что чиновники, ссылаясь на Жилищный кодекс, хотят умыть руки – это никуда не годится. До сегодняшнего дня власти – как муниципальные, так и областные – не создали структуры, которая бы защищала права потребителей коммунальных услуг. Есть, конечно, жилищная инспекция, но она в основном занимается лишь текущим ремонтом. Власти же стараются тему капремонта замалчивать, им это не выгодно. Как отмечает руководитель Центра, еще в советское время были замечательные документы – правила и нормы технической эксплуатации жилья, правила содержания жилого дома, паспортизация зданий. Нынче многое из этого утеряно или забыто. Между тем, капремонт – это не тривиальное латание крыш и замена трубопроводов. Если, к примеру, капитальный ремонт выполняется на самолете, то там существует четкий и жесткий регламент: какое оборудование заменить полностью, на каких узлах провести инструментальную дефектоскопию, какую проверку провести на наиболее ответственных агрегатах и несущих конструкциях. И за будущую безопасность отвечает тот, кто ставит подпись за выполнение регламента. Но дом – это та же безопасность жильцов. Примеров, чем может кончиться нарушение его эксплуатации, предостаточно. Недаром депутат ЗС Ульяновской области Вячеслав Алексейчик, выступая в комитете Госдумы, говорил, что наши панельные многоэтажки обязательно требуют своевременного капремонта. В противном случае последствия могут быть очень печальными.
– Еще пять-восемь лет – и они начнут сыпаться! – предупреждает депутат.
К тому же, никто не следил, что было с домом за последние десятилетия: сколько раз и где его проливали, где и как размораживали, в каком состоянии его несущие конструкции. А складываться панельные многоэтажки могут, как карточные домики.
Именно поэтому Каленов считает, что при выбивании капремонта через суд обязательно необходимо проводить независимую техническую экспертизу состояния дома. Надо, чтобы в акте было указано, какие работы срочно необходимо выполнить, и в какие сроки.
Итак, если жильцам известно, что их дом по сроку своей жизни уже требует капитального ремонта (как правило, этот срок составляет 15 лет) действовать лучше всего по следующей примерной схеме.
Для начала написать на имя главы своего муниципального образования заявление, в котором указать: ваш дом такого-то возраста, до сих пор не имел капительного ремонта, – и потребовать выполнить капремонт в назначенные сроки (например, в течение двух месяцев). Идеальный вариант, если придет ответ хотя бы с компромиссным вариантом о том, что в эти сроки никак не уложиться, но в другие сроки мэрия готова выполнить требования. Тогда, если жильцы согласны, заключается соглашение между жильцами в лице старшего по дому (или ТСЖ) и мэрией о выполнении капительного ремонта, согласно которому мэрия обязуется выполнить перечень работ, а жильцы – проконтролировать. Если не исполняется – подается заявление в суд. Самый плохой вариант (реальный), если от чиновников получен отказ или вообще не получено никакого ответа. Тогда можно сразу подавать в суд исковое заявление с требованием обязать мэрию выполнить капремонт. К заявлению желательно приложить всю многолетнюю переписку с властями по поводу ремонта, акты различных инспекций и пр. Желательно сразу – акт независимой экспертизы, где был бы указан перечень необходимых работ. Если этого нет – экспертизу может назначить суд. Как правило, она выполняется за счет ответчика. Экспертиза необходима в любом случае, потому что сами жильцы не могут знать, в каком состоянии их жилище, а специалисты мэрии для уменьшения затрат будут стараться свести капремонт к минимуму работ.
Кстати, жильцам могут помочь в юридическом и экспертном сопровождении частные управляющие компании, обслуживающие этот жилой фонд. Если они настоящие бизнесмены и хотят здесь работать всерьез и надолго, то они заинтересованы в капремонте, который значительно снизит их будущие расходы.
– Легкими суды не будут – к этому надо быть готовыми, потому что власть не захочет расставаться с деньгами, речь идет о миллиардах рублей, – отмечает Каленов. – Но другого пути на сегодня нет. Сама власть не придет и деньги не даст. А молчание жильцов может обернуться потом неприятными последствиями.
Телефон ульяновского Центра защиты прав потребителей – (8422) 49-63-13