Летом этого года на озере Селигер движение «Наши» провело образовательные сборы, где, вероятно, «ковались кадры» для будущей политической элиты страны и госаппарата. 10 000 избранных съехались со всей страны и из ближнего Зарубежья.

Ия Семенова, кандидат психологических наук, преподаватель Ульяновского педуниверситета, вела в лагере «Селигер-2007» авторские образовательные программы. Своими впечатлениями она охотно поделилась с читателями «Симбирского меридиана»

– Молодежь – это такая возрастная группа, которая живо реагирует на любые изменения в жизни, в обществе. Если молодое поколение оставить без внимания, оно рискует превратиться в некое «пестрое» и непредсказуемое сообщество – возникают различные неформальные группировки, вплоть до асоциальных. Молодежь вообще склонна к объединению в группы, начиная с подросткового возраста. По мнению некоторых политологов, при смене власти в государстве, тем более, таком большом как Россия, без элементов диктатуры обойтись невозможно. У меня такая точка зрения сначала вызвала внутренний протест, то потом я начала понимать смысл подобных высказываний: если не направлять молодежь в определенное русло, то и государство рискует просто развалиться.

– А вам не кажется, что движение «Наши» выставляет себя как стартовую площадку для карьеры? Корректна ли такая «замануха»?

– Подобный подход культивирует любая организация. Те образовательные программы, которые проводились в лагере «Селигер-2007» стимулировали интеллектуальную активность, мотивацию к профессиональному росту, стремление к самоопределению. Да, там моделировались ситуации, связанные с карьерным ростом, и многие молодые люди стремились занять ту или иную позицию в движении «Наши». Но это интересовало не всех. Кто-то просто приехал посмотреть и сделать для себя выводы – надо ему это все или не надо.

– А не рискуют ли молодые люди, выбрав путь «в ногу со всеми», пройти мимо собственных пока скрытых способностей и талантов?

– Такое тоже не исключено. В движение «Наши», как и в любой другой идеологической организации, есть свое «мелкое сито», и далеко не все сквозь него проходят. Есть молодые люди, которые по своим личностным характеристикам и перспективам, которые себе намечают, соответствуют духу и задачам организации – они уверенно идут к цели. Кто-то сворачивает на полпути, поняв, что это не для него… В любом случае, насильно туда никто не тащит. С другой стороны, действительно, программа лагеря не была настроена на чьи-то индивидуальные способности, взгляды, интересы.

– Мероприятие не отдавало духом «тоталитарной секты» или «партсобрания»?

– Такое ощущение действительно возникало. Весь многотысячный лагерь постоянно чувствовал на себе агитационный пресс, причем, выстроенный очень профессионально, очень грамотно. Лозунги фоном сопровождали любое событие, каждый шаг… И все это впитывали, осознанно или неосознанно – уже другой вопрос… Но воздействие на подсознание человека есть везде – когда мы смотрим телевизор, общаемся с кем-то… Но Итакой вот настрой на позитивную деятельность это все-таки лучше, чем оказаться под «гипнозом» коммерческой рекламы.

– Но человеку свойственно сопротивляться, если его пытаются втиснуть в какие-то жесткие рамки…

– Совершенно верно. И у молодежи «Селигера-2007» я это тоже увидела. Первые два-три дня стояла всеобщая эйфория – было очень весело, очень интересно… А потом многие поняли, что все это происходит не просто так. Каждый день и каждый час все участники лагеря стояли перед выбором – либо получать взыскания за малейшую провинность, либо строго следовать дисциплине, распорядку. За первые три-четыре дня выгнали из лагеря 300 человек из 10 000 – за то, что не пришли на лекцию, опоздали на семинар… Не скажу, что все там ходили только строем, но режим был очень жестким. С утра – подъем, умывание, пробежка, построение… Одновременно там постоянно давали понять, чего может достигнуть участник движения, если будет равняться на лидеров.

– Чего же там на ваш взгляд было больше – плюсов или минусов?

– Явление, конечно, конечно неоднозначное и спорное – с одной стороны, там пытались внушить всем необходимость осознанного самоопределения, а с другой – для молодых людей, не имеющих четкой системы ценностей, это было нередко чем-то вроде принудительной «настройки»: человек «идет в ногу», радости при этом не испытывает, но поступает «как все».