В городской думе разыграли партию
Скандал, разыгравшийся в августе в Ульяновской городской Думе закончился на минувшей неделе ожидаемым результатом. На первом же после каникул заседании гордумы «провинившийся» депутат был подвергнут процедуре порицания и показательного наказания в виде снятия с поста председателя мандатной комиссии и попыткой лишения должности зампреда Думы.
Депутат этот Виктор Воронков – не безгрешный, как и все остальные, однако позволивший себе однажды поступить принципиально – месяц назад он вместе с тремя другими депутатами возмутился методами принятия думских решений по поводу изменений городского бюджета. Смысл протеста – нельзя, не разобравшись, тупо голосовать за все, что предложит мэрия. Нужно время, чтобы понять куда и почему хотят направить деньги городские чиновники – Но и регламент Дум есть, где определены сроки. Но остальные депутаты, которых ради важного вопроса отозвали с думских каникул, не собирались еще тратить каникулярное время на разбирательства, и были готовы проголосовать за все, что предложат, как говорится, «здесь и сейчас». Поняв, что убедить коллег невозможно, Воронков и трое его коллег покинули зал заседания перед голосованием, тем самым сорвав его, поскольку с их уходом ушел и кворум. Метод, кстати, древний используемый во всех цивилизованных парламентах.
Оставшиеся депутаты были возмущены такой обструкцией – все-таки каникулы, и никто не хотел бы еще сидеть часами над бюджетом. К тому же, неудобно получалось: все было согласовано, и городские чиновники верили, что документы будут приняты без особых споров.
Председатель гордумы Василий Гвоздев выкрутился их ситуации – нашел по телефону отсутствующих отпускников и принял их голосование по факсу, что, как утверждают ушедшие депутаты, совершенно незаконно: как, мол, можно голосовать за изменения в бюджете, если оттуда, с берега Волги или Средиземного моря они никак не просматриваются. Прокуратура, кстати, подтвердила незаконность подобного голосования, о чем и заявила городскому парламенту на прошлой неделе.
Тем не менее, собрав нужное количество голосов, Гвоздев затем собрал журналистов, которым заявил, что Дума – не место для выяснения отношений между партиями. Спикер городского парламента имел в виду, что четверо ушедших депутатов – члены одной партии, но не той, что считается самой крупной и единой, в которой состоят почти все остальные депутаты. Правильно сказал председатель – Дума как орган местного самоуправления не должна заниматься политикой, ее задача – защищать интересы населения.
Но события минувшей недели показали, что за правильными словами идут в ульяновской Думе очень неправильные действия. Как выяснилось, нынешняя Дума не терпит иноходцев и несогласных с общей линией Единой Большой Партии строго наказывает. На чистовом заседании гордумы, когда все журналисты уже ушли, был поднят вопрос о снятии Воронкова с поста заместителя председателя гордумы и председателя мандатной комиссии. Без объяснений и обсуждений. Потому что, как признавались сами депутаты, дело было даже не в поведении Воронкова и его принципиальности – дело в том, что он пошел против линии Партии, которая в Думе – большинство. Не очень громкий голос депутата Харлова, предложившего снять этот неприличный вопрос, даже не был услышан. Препятствие было другое – по регламенту нельзя было снимать с должности заместителя председателя гордумы, пока он не проработал хотя бы год. Оказалось, и это – не проблема. Надо изменить регламент и убрать ограничение. Заодно убрали и иные ограничения – например, о сроках рассмотрения документов, с которых и началась вся эта заваруха.
А дальше началось самое интересное. Как говорится, следите за руками. В прямом смысле. Называется этот фокус тайным голосованием. То есть, как на выборах, каждый получает бюллетень, где ставит «галочки» напротив нужных ответов. И вдруг оказалось, что все депутаты, состоящие в членах Единой Большой Партии (назовем ее так условно), перед тем как опустить бюллетень в урну, подходили к главе фракции этой ЕБП и показывали ему, как они «тайно» выполнили партийное задание.
Снять Воронкова с должности зампреда так и не получилось – несмотря на то, что организаторы показательного снятия были уверены в победе, вместо требуемых 24 голосов было только 23. Тщательно разыгранная партия лопнула. Подсчеты говорят, что кто-то из членов ЕБП не подошел к руководителю фракции и не предъявил тайный бюллетень. А значит, можно будет ждать новых думских репрессий. Теперь и на этого иноходца обязательно найдут управу.
В шахматах есть такой термин «цугцванг» – положение, при котором нет полезных ходов, и любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции. Похоже, перед госдумовскими выборами городская Дума вошла в цугцванг. В нынешнем ее положении, когда вместо заботы об интересах населения идут партийные розыгрыши, любой дальнейший разыгрываемый ход приведет лишь ухудшению ее деятельности. Хотя деятельностью такую работу назвать трудно. Еще немного – и скоро будет мат. И зазвучит он со стороны избирателя.