Гость сентябрьского номера — Елена Сорокина, учредитель АНО «Агентство кадровых решений».
Елена Юрьевна Сорокина родилась в Ульяновске. Окончила Свердловский инженерно-педагогический институт, Открытый университет Великобритании (курс «Управление развитием и изменением»), Президентскую программу («Менеджмент в малом и среднем бизнесе»). Работала преподавателем спецтехнологии в СПТУ №4; менеджером, руководителем отдела по подбору персонала в АНО «Областное кадровое агентство».
В 2003 году основала АНО «Агентство кадровых решений». Замужем, две дочери.
— Елена, ваша первая специальность — инженер-педагог. А чего в вас больше — «физики» или «лирики»?
— Не могу сказать, что у меня было больше склонности к точным наукам, нежели к гуманитарным, скорее даже наоборот. Я думала, что быть независимой, строить карьеру и достойно зарабатывать можно только в технической среде. На мой взгляд, люди, получившие техническое образование, мыслят структурно и при этом могут быть креативными и прекрасно разбираться в людях.
— Что из полученного педагогического опыта вам пригодилось в дальнейшей карьере?
— В институте я увлеклась новаторской методикой преподавания, которую впоследствии эффективно использовала в работе с учащимися профтехучилища. Мою методику обучения можно охарактеризовать фразой: «Ученик — это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь». И сегодня важнейшая часть моей работы — помочь моим сотрудникам понять поставленную задачу, «загореться» ею, воодушевить на преодоление трудностей и достижение результатов. Мое техническое образование помогает мне в реализации проектов, связанных с решением кадровых задач в производственной сфере.
— Путь в бизнес у каждого индивидуален. Расскажите, как случилось, что вы сменили сферу деятельности и ушли в бизнес?
— После работы в профтех-училище в моей жизни был период, когда я занималась только воспитанием двух дочерей. Но поскольку по натуре я человек деятельный, то вела активный образ жизни, училась, пробуя себя в различных областях. Окончила курсы бухгалтеров, изучала английский язык, увлекалась психологией, с интересом изучала книги по менеджменту. И это так меня увлекло, что я получила дополнительное образование в области менеджмента и решила реализовать себя в серьезном деле.
А выбор сферы деятельности произошел спонтанно. Прошла по конкурсу в кадровое агентство и стала менеджером. Увлечение рекрутингом оказалось настолько серьезным, что решила создать свое собственное кадровое агентство, которое сегодня не только помогает работодателям решать кадровые задачи, но и оказывает целый комплекс консультационных услуг по всем направлениям работы с персоналом.
— В названии вашей профессии присутствует милитаристский смысл?
— Если посмотришь на фото рекрутов, которых мы «подбирали» для американской армии, — действительно присутствует (см. фото на стр. 57). Термин «рекрут», хоть и заимствованный, используется в России с царских времен. Второе значение этого слова — «новобранец». Именно это значение, с учетом современности, и используется в работе кадровых агентств — поставка для работодателей «новобранцев», способных развивать их бизнес и самостоятельно формировать дополнительную стоимость.
— А что дала вам в профессиональном плане стажировка в Германии?
— Когда я решила учиться по Президентской программе, то хотела приобрести не только дополнительные знания, но и обязательно пройти стажировку за границей — для познания нового опыта по своему направлению деятельности. Чтобы пройти стажировку в нескольких рекрутинговых агентствах Германии, я приложила много усилий: посетила выставку кадровых агентств в Гамбурге, обменялась визитками с представителями кадровых агентств.
Меня удивила доступность и открытость немецких топ-менеджеров. Один телефонный звонок — и я в международном кадровом агентстве Adecco, где меня приветливо встретили и предоставили возможность изучения опыта мирового лидера в области подбора персонала.
В компании VON DER SHULENBURG: PERSONALMANAGEMENT GMBH я была любезно принята двумя собственниками, которые поделились со мной секретами успеха агентства, специализирующегося на executive search (прямой поиск). Меня поразила простота маркетинговых инструментов, используемых для удержания клиентов. Например, перед Рождеством они разослали своим клиентам по почте сначала поздравление, а потом подарок — килограмм отборного картофеля!
По словам господина Шуленбурга, клиент вспомнит об агентстве трижды: когда получит поздравительную открытку с сообщением о подарке, когда получит подарок и когда будет ужинать всей семьей этим картофелем. Интересно, а как отреагирует российский клиент, если ему подарить килограмм картошки?
— Помните своих первых клиентов?
— Если говорить о моей личной карьере рекрутера, то это компания «Уралхимсервис». Спустя время мы снова нашли друг друга, теперь они клиенты моего агентства. А собственный бизнес мы начали с сотрудничества с компанией «Дворцовый ряд», которая тогда отбирала провайдеров под новый масштабный проект — сеть магазинов «Пятерочка». Большого рекрутерского опыта мы еще не имели, но был энтузиазм и сильное желание сформировать результат. Сложность заключалась в том, что мы вели подбор руководящих кадров. И мы стали единственным из трех кадровых агентств Ульяновска, которое сработало по этому проекту с положительным результатом, благодаря нестандартному мышлению и использованию современных технологий в подборе.
— Какие качества вы цените в подчиненных?
— Деятельность рекрутера находится на стыке многих профессий: ему необходимо знать психологию человека, основы управления организацией, сегменты рынка, на которых он специализируется, и персоналии на нем, нормы бизнес-этикета, технологию поиска и подбора персонала. Вузы таких специалистов не готовят, поэтому приходится растить их самим. Для меня в людях важен интеллект и возможность его развития, важен потенциал человека. Ценю динамизм, умение работать в команде и нацеленность на достижение результата. Я люблю людей с горящими глазами, амбициозных в достижении поставленных целей.
— Как бы вы охарактеризовали состояние корпоративной культуры в вашем агентстве и каков ваш вклад в ее формирование?
— Люди проводят на работе большую часть своей активной жизни. Здесь им должно быть комфортно не только с точки зрения наличия удобного стула, стола, компьютера, хотя это тоже важно. Комфортной должна быть, прежде всего, психологическая обстановка в коллективе. Должно быть естественное чувство взаимопомощи. Понимание соответствия кандидата корпоративной культуре мы формируем уже на уровне отбора кадров. А психологический комфорт, естественно, нужно всячески поддерживать, и для этого существуют корпоративные традиции. Например, вот уже в течение четырех лет каждый понедельник в девять часов утра все мои сотрудники собираются вместе и обсуждают новости, обмениваются информацией, планируют свою работу на неделю, просто общаются. Мы проводим совместные корпоративные мероприятия, отмечаем Новый год, день рождения агентства, День рекрутера — как в кругу коллектива, так и совместно с семьями.
— Какова специализация вашего агентства?
— Подбор персонала разного уровня: от узких специалистов до руководителей высшего звена. Кроме традиционного подбора персонала, мы предоставляем дополнительные услуги: массовый рекрутмент, кадровый аудит, оценка персонала, мониторинг заработных плат. Что касается рынков, то пока мы «всеядны» — производство, торговля, рынок недвижимости, IT-индустрия и т.д., хотя планируем выделить специализацию. Развиваем и новые направления, например, подбор персонала для банковского сектора, авиастроительной отрасли…
— Как бы вы охарактеризовали главного потребителя услуг вашего агентства?
— Если говорить о работодателях — то это успешные люди, в основном мужчины 30-50 лет, предприимчивые, целеустремленные, развивающиеся, с широким кругозором, способные играть и выигрывать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Это лидеры, нацеленные на результат, харизматичные личности, стремящиеся к высокому статусу в обществе.
А наши соискатели — это мужчины и женщины в возрасте от 25 до 45 лет, имеющие высшее образование, результативный опыт работы, семью. Это успешные личности с позитивным отношением к жизни и активной жизненной позицией.
— За счет чего ваше агентство столь успешно развивается? В чем его основные конкурентные преимущества на рынке, где сегодня работает много кадровых агентств?
— Я бы выделила три составляющие успеха агентства: коллектив, руководитель и эластичность рынка. Успешность строится на искреннем стремлении своевременно и качественно предоставить услугу клиенту, удовлетворяя тем самым его потребности. Конкурентное преимущество основано на развитии персонала. Мы участвуем в конференциях, семинарах кадровых агентств в Москве, получаем дополнительные профессиональные знания и перенимаем опыт лучших. Люди, работающие в сфере рекрутинга, должны быть интеллектуально развиты и ориентироваться в различных сферах бизнеса. Компании, которые не развиваются, рано или поздно вытесняются другими, использующими более прогрессивные технологии. Вспомните фразу из книги «Алиса в стране чудес»: «Чтобы остаться на месте, нужно быстро бежать. А чтобы продвинуться вперед, нужно бежать в два раза быстрее».
— А каковы ваши личные достижения?
— Я думаю, что это умение совмещать активный бизнес со счастливой женской судьбой. У меня замечательная и дружная семья и профессиональное успешное агентство.
— Со своим мужем и партнером по бизнесу вы уже 15 лет вместе. Усталости друг от друга не чувствуете? Вы же работаете в одной организации.
— Мой муж для меня — тот надежный тыл, о котором мечтают многие женщины. Эдуард — образованный, эрудированный человек. Нам всегда интересно друг с другом. Есть только один негативный момент: иногда обсуждение наших производственных вопросов переносится и домой, а от этого страдают дети. Но мы завели правило: дома о делах не говорим. И стараемся уделять больше времени нашим дочерям.
— А ваши дети…
— Старшая дочь Яна учится в школе-гимназии №33, изучает английский язык, много читает, танцует. Вообще серьезная девочка. Младшая, Полина, в этом году первоклассница. Уже сейчас знает, чего в жизни хочет, — стать банкиром. В пять лет говорила: «Когда я вырасту, у меня будет красивая машина, большой дом с бассейном и «рукодельница», которая все это будет убирать».
— Остается ли время на увлечения?
— Стараюсь. Я занимаюсь спортом — шейпингом, плаванием, люблю путешествовать, получать новые знания, расширяя свой кругозор. Наиболее яркие впечатления от прохождения стажировки в Германии, когда у меня была возможность не только изучить опыт немецких предприятий в области управления персоналом, но и ознакомиться с досто-примечательностями Германии, Франции, Дании.
— Какая страна вам понравилась больше?
— Каждая страна по-своему интересна. Но мне ближе по духу Франция — красивая, романтичная, свободная… Я поняла, что такое «жить по-французски». Для самих французов это выражение неразрывно связано с умением отдыхать, которое возведено у них в ранг настоящего искусства. Это складывается, во-первых, из постоянного пребывания в хорошей форме, которой, как ни странно, не мешают традиции вкусной и разнообразной трапезы. Во-вторых, из умения красиво и модно одеваться. И, наконец, в непрерывном познании истории и культуры своей страны. Это страна, куда хочется вернуться, и не один раз.
— Куда бы вам еще хотелось вернуться?
— Наверное, в детство, часть которого прошла на Крайнем севере, с полярными ночами и удивительно красивым северным сиянием, которое мне до сих пор снится.
— Елена, чем вы руководствуетесь в своем стремлении двигаться вперед, развиваться?
— Все очень просто — я человек активной жизненной позиции, я люблю жизнь, мне многое интересно. Когда ты наемный менеджер, твоя работа — это только работа, а когда ты собственник, работа — это жизнь. Это процесс, от которого я получаю большое удовольствие. Я люблю общаться со своими клиентами и отнюдь не только на темы их кадровых потребностей. Я ценю этот круг общения интересных, состоявшихся людей, ярких индивидуальностей, с неординарным подходом к жизни.