может спасти миллионы российских школьников

«Напоминаю: в Уголовном кодексе России есть статья, предусматривающая ответственность за оставление в опасности…» – написал в письме президенту России Владимиру Путину ульяновский учитель труда Сергей Григорьевых.

Некоторую резкость Григорьевых можно оправдать только важностью темы – он изобрел школьную мебель, которая, по его словам, позволила бы миллионам российских школьников за время учебы сохранить здоровыми спины и глаза, но ноу-хау оказалось никому не нужным. В администрации президента РФ им заинтересовались не больше, чем в ульяновском областном Управлении образования.

Хотя проблема сохранения здоровья детей и возведена в статус государственной, общеизвестно, что гробит детей именно школа, причем государственная. Так уж она устроена, что в нагрузку к аттестату зрелости ее выпускники обязательно получают два-три хронических заболевания, приобретенных ученичеством. В лидерах – нарушение осанки, сколиоз и ухудшение зрения.

Галопирующий рост этих патологий начался с введением еще в советской школе так называемой кабинетной системы. Это когда дети в течение дня перемещаются по предметным кабинетам и, независимо от возраста, садятся за одни и те же столы. Там, где рослый старшеклассник сидит удобно, четвероклашка зависает в неестественной позе. И наоборот.

Если по уму, то все это противоречит закону. В частности, один из

пунктов СанПина гласит: «Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом». К этому утверждению прилагается таблица школьной мебели с маркировками по ГОСТу. Ученические стол и стул в норме должны быть шести различных размеров.

Накануне нового учебного года главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко дал интервью «Российской газете», в котором отметил, что только 10-12 процентов средних образовательных учреждений имеют правильную, то есть соответствующую росту ребенка, мебель. Подчеркнув еще раз проблему, Онищенко ничего не сказал о путях ее решения. И, очевидно, в нынешнем году уже не скажет. Школьную тему высокие чиновники по традиции обкатывают в преддверии первого сентября.

Иное дело Григорьевых. Он говорит, что как практикующий учитель не мог остаться в стороне от беды со школьной мебелью. Тем более что получил документальное подтверждение тому, насколько опасно ее игнорировать. Учитель передал в распоряжение «СК» справку из городской поликлиники №1, где черным по белому написано, что из 5560 учащихся, стоящих на учете в этом лечебном учреждении, 2240, то есть сорок процентов, имеют диагнозы «нарушение осанки» и «сколиоз».

Григорьевых разработал модель комплекта мебели для школьника. Если такую мебель поставить в учебные классы, то дети смогут самостоятельно, буквально в считанные секунды, регулировать ее по своему росту. Учитель говорит, что на свои средства изготовил несколько промышленных образцов изобретения. Да плюс вложился в транспортировку этих образцов по разным ответственным ведомствам, полагая, что

чиновникам лучше один раз увидеть… Не помогло.

– Я дважды обращался в Управление образования области и города тоже, но все бесполезно. Их это не интересует, – говорит Сергей Польекторович.

Не сразу, но все же обратили внимание на симбирского «Левшу» в администрации области, в отделе инноваций, и послали… писать заявку на участие в конкурсе «За гранью педагогического мастерства». Он и написал, теперь ждет, что будет дальше.