«Единая Россия» выделила деньги на ремонт дорог в региональных столицах. Однако вряд ли столь щедрый жест станет для партии эффективной рекламой. Муниципальные власти вынуждены проводить ремонт в максимально сжатые сроки, а часть средств, возможно, и вовсе освоить не удастся

Уже в течение нескольких дней жители Ульяновска являются заложниками грандиозных пробок. Передвигаться по городу как на личном, так и на общественном транспорте практически невозможно. Причиной стал масштабный дорожный ремонт. Из федерального бюджета на эти цели региону выделена значительная по местным меркам сумма — почти 500 млн рублей.

Еще 17 мая текущего года состоялась встреча губернатора Ульяновской области Сергея Морозова с секретарем президиума генерального совета «Единой России», заместителем председателя Госдумы РФ Вячеславом Володиным, где была достигнута договоренность о том, что фракция «Единой России» проголосует за целевое выделение средств из федерального бюджета на ремонт дорожного покрытия в Ульяновске. Как пояснили журналу «Эксперт Волга» в пресс­службе ульяновского губернатора, областное правительство, руководство муниципалитета и члены фракции «Единая Россия» регионального Законодательного собрания и Ульяновской городской думы определили перечень ульяновских дорог, подлежащих первоочередному ремонту. В начале августа средства в размере 487,5 млн рублей поступили в регион.

Успеть потратить

Сразу после получения денег управление по муниципальным закупкам мэрии Ульяновска провело открытый конкурс на выполнение ремонтных работ на город­ских дорогах. Победили два его участника — ООО «АВТДорстрой» (Тольятти) и ОАО «Ульяновскдорстрой». Тольяттинской компании поручены ремонтные работы в Ленинском и Железнодорожном районах, а местная фирма займется дорожным полотном в Заволжском и Засвияжском районах Ульяновска.

У местных властей — грандиозные планы: за полтора месяца они намерены полностью отремонтировать почти полсотни улиц областного центра. Столь короткие сроки обусловлены тем, что, согласно существующим нормативам, ремонтные работы такого рода можно проводить только до 1 ноября.

Однако у экспертов вызывает большие сомнения возможность реализации такого проекта. По расчетам депутата Законодательного собрания Ульяновской области Олега Горячева, чтобы успеть отремонтировать дороги за месяц, подрядчикам придется осваивать около 17 млн рублей ежедневно. «Если брать во внимание техническую сторону, то можно сказать однозначно — для выполнения такого объема работ не хватит мощностей», — комментирует неординарное событие г­н Горячев.

Представитель компанииподрядчика, пожелавший остаться неназванным, косвенно подтвердил слова депутата. «Мы выиграли конкурс, но сегодня такого количества рабочих и техники для освоения подобного объема средств у нас просто нет», — признался он. Значит, придется привлекать субподрядчиков.

Активность властей рискует дойти до абсурда. Так, в ходе авральных работ некоторые улицы отремонтируют… во второй раз. Например, одну из главных транспортных артерий Ульянов­ска — улицу Радищева — уже асфальтировали весной. И вот она вновь оказалась в перечне магистралей, подлежащих дорожному ремонту. Этот факт вызвал опасения у представителей общественности. «Люди уже привыкли к коррупции в рядах чиновничества, поэтому даже не сомневаются, что на этот раз в асфальт закатают много денег», — говорит член региональной Общественной палаты Исаак Гринберг. Местные власти, однако, заверяют, что все средства будут использованы строго по назначению, и обещают тройной контроль — со стороны Счетной палаты, прокуратуры, администрации города и районов.

Отремонтированная дорога — аргумент на выборах

В ульяновских событиях прослеживается явная политическая подоплека. Местные аналитики уверены, что столь масштабный дорожный ремонт — предвыборный ход «Единой России». Об этом свидетельствует хотя бы то, что деньги выделили осенью, ближе к выборам, а не весной, когда для дорожных работ самое подходящее время.

«Ульяновск действительно нуждается в хороших дорогах. Но столь серьезные средства нам выделили за считанные дни до выборов и подали под таким соусом, будто наши дороги ремонтирует на свои деньги ‘‘Единая Россия’’, — комментирует Олег Горячев — Но даже если бы это было правдой, как асфальтировать дороги осенью, когда одни дожди? К весне асфальт расползется, но кому до этого будет дело — выборы уже пройдут».

«Медведи» парируют. «При активном участии нашей партии впервые в истории области для полномасштабного ремонта дорог выделены солидные федеральные средства. Поэтому вполне понятно желание ‘‘единороссов’’ проконтролировать их эффективное расходование, — пояснили журналу ‘‘Эксперт Волга’’ в пресс­службе регионального отделения ‘‘Единой России’’. — Это предложение поддержал член партии «Единая Россия» губернатор Сергей Морозов, который качеству ремонтных работ также уделяет особое внимание. Глава региона каждую неделю совершает объезд дорог и весьма жестко спрашивает с подрядчиков за неряшливую работу».

Стоит сказать, что в последнее время в Ульяновске партия власти заметно активизировалась. Наклейки с партийной символикой сегодня можно встретить на городских автобусах и трамваях, машинах «скорой помощи», дорожной технике и даже на новых корпусах Ульяновского госуниверситета. Это дает основание региональным отделениям других партий критиковать «единороссов», обвиняя их в использовании административного ресурса и начале агитации еще до официального объявления предвыборной кампании.

Лидер ульяновских коммунистов Александр Кругликов не желает с этим мириться и уже готовит официальное обращение в областную избирательную комиссию. Он убежден, что широко разрекламированный ремонт дорог — предвыборная агитация со стороны «единороссов». «Даже асфальт кладут рабочие в жилетах с символикой ‘‘Единой России’’. У людей складывается впечатление, что ремонт ведется на партийные средства. На самом­то деле речь идет о бюджетных деньгах, деньгах налогоплательщиков», — объясняет свою позицию г­н Кругликов.

В других городах не торопятся

Ульяновск оказался не единственным городом, который получил финансовую помощь из федерального бюджета. Дело в том, что уже второй год по инициативе партии «Единая Россия» выделяются деньги на ремонт город­ских магистралей. В прошлом году такие средства в размере 1 млрд рублей получили 13 городов­миллионников. В этом году — все областные центры, не попавшие в прошлую программу.

В конце мая, спустя несколько дней после встречи с Сергеем Морозовым, Вячеслав Володин объявил о создании программы «Новые дороги городов ‘‘Единой России’’». Всего на улучшение дорожной ситуации «медведи» добились выделения из федерального бюджета 20 млрд рублей. Расчет средств ведется из соотношения: 720 рублей на одного жителя города. Таким образом, Пенза, к примеру, получила 383 млн рублей, Ярославль — 450 млн, Саранск — 234 млн, Чебоксары — 349 млн, Саратов — 671 млн рублей. Причем все эти деньги были выделены во второй половине года, уже в августе. Правда, столь активных ремонтных работ, как в Ульяновске, нигде нет. Власти еще заняты проведением тендеров. А значит, они серьезно рискуют, ведь все деньги, не израсходованные до 1 ноября, придется вернуть в федеральную казну. О том, что такое развитие событий вполне возможно, говорил и сам Вячеслав Володин. Представляя новую программу, он заявил в интервью ряду информационных агентств, что некоторые «деньги могут уйти на ветер». В обоснование своих опасений г­н Володин сослался на то, что перед строительством необходимо провести тендер, который, согласно законодательству, должен занять 45 дней. Следовательно, на проведение дорожных работ остается сравнительно немного времени.

Возможным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать строительство новых дорог, которое продолжалось бы и на следующий год. Но федеральные «медведи» сознательно отказались от подобных проектов, сосредоточившись именно на ремонте. У такого решения есть две причины. Во­первых, согласно данным Росавтодора, строительство 1 км дороги в среднем обходится в 20 млн рублей, и, следовательно, осуществить масштабные работы на всей территории России на выделенные «медведями» 20 млрд рублей просто невозможно. Во­вторых, реализация долгосрочных проектов не укладывается в сжатые сроки предвыборной кампании.

Впрочем, федеральные власти все же позаботились о регионах. Практически завершено распределение субсидий бюджетам субъектов федерации на строительство дорог. Правда, общая сумма совсем не велика — около 1,4 млрд рублей. На эти деньги в регионах планируется подготовить проектносметную документацию для строительства новых дорог. То есть решение дорожной проблемы в субъектах федерации опять откладывается на неопределенный срок.

Ульяновск — Самара