Узнав о случившемся, осужденные других российских колоний тут же стали искать ошибки и опечатки в своих документах
Опечатка в документе Верховного суда РФ позволила заключенному потребовать отсрочки наказания на 28 лет. Ульяновец Олег Савандеев четыре года назад был осужден за убийство своего кредитора. Его приговорили к 12 годам лишения свободы и отправили отбывать наказание в ульяновской исправительной колонии № 9. Поскольку Савандеев не согласился с решением суда, он принялся обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях.
Осужденный дошел до Верховного суда. Когда получил оттуда ответ – глазам своим не поверил. В удовлетворении жалобы ему также было отказано, но судебное решение значительно отличалось от остальных.
В нем черным по белому было написано, что срок наказания Савандеева «исчисляется с 2031 года». Указанная цифра оказалась обычной опечаткой, но именно из-за нее в колонии разгорелся скандал. «Получается, я тут четыре года почем зря сижу», – пошутил было Савандеев.
Но его защитники за эту ошибку зацепились. Особенно известная в регионе правозащитница Анна Малиновская, не так давно сумевшая значительно скостить приговор Абдулхалиму Абдулкаримову, который обвинялся в организации радикальной группировки «Джамаат» и терактов в Каспийске.
Она неоднократно выигрывала судебные процессы именно за счет нестыковок в уголовных делах.
Сегодня Малиновская обратилась в Конституционный суд с жалобой о незаконном содержании ее подзащитного под стражей.
Она ссылается на якобы предоставленную Савандееву отсрочку сроком в 28 лет и требует его освобождения.
«Лично я совсем не против такой хорошей отсрочки, – заявил газете ВЗГЛЯД Савандеев, – получается, до 65 лет мне спокойно можно гулять на воле. Если доживу до этого возраста…»
«Да какая там отсрочка! – возмутились сотрудники колонии. – Она только беременным женщинам положена, да и то не на такое длительное время. Вроде Савандеев у нас не беременный!»
Достаточно сделать в суд запрос, чтобы из суда прислали правильный документ. И незачем поднимать шум на пустом месте… Защита с такими доводами не согласна.
«Документ есть документ, – сообщила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Анна Малиновская. – В данный момент, если верить судебному решению, мой подзащитный незаконно содержится под стражей. Если это ошибка, пусть ее исправляют. У меня впечатление, что многие дела в Верховном суде недостаточно изучаются, а бумаги практически не читаются. Именно поэтому я призываю всех осужденных проштудировать свои уголовные дела и судебные решения. Пора научить сотрудников суда внимательности!»
В областном суде к жалобе по делу Савандеева относятся скептически: «Опечатки случаются не только в суде, а в любых ведомствах. И глупо обжаловать ошибки, которые сделаны даже не судьей, а сотрудником канцелярии, печатавшим документ. Хотя получить такой иск сотрудникам любого суда было бы неприятно. И уж тем более тратить на него время, когда висит столько серьезных процессов».
Между тем, узнав о случившемся, осужденные других российских колоний тут же стали искать ошибки и опечатки в своих документах. И многим удалось обнаружить ряд несоответствий. Так что количество жалоб в Конституционный суд может значительно возрасти.
«У моего супруга, например, в одном и том же судебном документе указаны две разные статьи, по которым его обвиняют, – призналась газете ВЗГЛЯД супруга одного из осужденных Екатерина, – а из дела его приятеля таинственном образом «исчезли» важные документы. Из областного суда, кстати. Думаю, излишняя встряска служителям Фемиды не помешает».