В Ульяновской области подписано соглашение о создании нового российско-болгарского совместного предприятия по розливу болгарских вин мощностью две тысячи бутылок в час. Запуск завода, который обойдется инвесторам в 96 млн рублей, запланирован на май следующего года. По мнению инвесторов, проект должен окупиться в течение двух лет. Участники рынка считают, что новому СП придется вложить значительные средства в продвижение своей продукции. С ними согласны аналитики, которые считают, что предприятие не столкнется с серьезной конкуренцией со стороны других производителей за счет роста рынка.

Председатель совета директоров ульяновской компании «Сити-строй» Алексей Ржевский и управитель болгарской фирмы «Булмат» Николай Минчев подписали соглашение о создании совместного предприятия по розливу болгарских вин ООО «Инзенский винзавод» в Ульяновской области. По информации господина Ржевского, в проекте участвует еще один болгарский бизнесмен Стефан Деевски, управитель фирмы АМК. Инвестиции в создание СП составят около 96 млн рублей, 65% из которых вложит болгарская сторона. Как сообщил Алексей Ржевский, завод планируется запустить уже в мае 2008 года. Планируемая мощность производства — 2 тыс. бутылок в час.(6,5 млн бутылок вина в год, приблизительно 1% в натуральном выражении от всего производимого в России вина.)

По словам господина Ржевского, предприятие будет выпускать натуральные красные сухие вина марок Мерло, Каберне, Мавруд и белые сухие марок Шардоне и Терминьер. Планируется, что инвестиции в проект окупятся в течение двух лет. Говорить о предполагаемой стоимости продукции предприятия Алексей Ржевский отказался, сославшись на то, что еще «не совсем понятны расходы на транспортировку вин из Болгарии». «На данный момент мы можем ввозить сырье только через две границы и, конечно, этот вариант мы рассчитали. Но к концу ноября будет пущен паром из Болгарии, что значительно удешевит поставки сырья — пока мы не можем рассчитать транспортные расходы предприятия», — пояснил он. Господин Ржевский уточнил, что основным рынком сбыта продукции нового СП должно стать Поволжье.

——————————————————————————–

Ъ Рынок вина в России оценивается в 1 млрд л ежегодно, из которых на долю импорта приходится 350 млн л вина. За последние годы объем экспорта вина в Россию вырос, в 2006 году было поставлено более 72 млн л болгарского вина, в том числе объем бутилированной продукции составил более 58 млн л, что составляет около 64% всего объема экспорта болгарского вина. На сегодня Болгария контролирует 27% импортных поставок вина в Россию. Объем рынка вина в ПФО составляет порядка 15 млн декалитров.

——————————————————————————–

Эксперты полагают, что стоимость вин ульяновского предприятия будет чуть ниже, чем у оригинальных — импортируемых из Болгарии. Аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев считает, что в розницу бутылка емкостью 0,7 л будет стоить в зависимости от марки в диапазоне 100-120 руб. «Сейчас власти Болгарии стремятся ограничить экспорт вина по цене ниже 30 евроцентов за литр, и открытие этого завода может стать возможностью снизить издержки за счет снижения транспортных и таможенных расходов», — объяснил свою позицию аналитик.

По мнению аналитиков, основной проблемой нового СП станет не конкуренция с другими марками, а продвижение продуктов на рынке. «Конкурентная борьба не будет слишком жесткой, рынок вина в России растет в последние годы на 10% ежегодно. Тем более с выдавливанием с нашего рынка грузинских и молдавских вин ниша еще не заполнена», — пояснил Владислав Исаев. По мнению Ильи Ломакина, часть потребителей СП отберет у российских производителей вина: «В последнее время заметна тенденция — потребители отечественных вин переходят на дешевое импортное (к которому и относится болгарское. — „Ъ“), потребители дешевого импортного — на импортное средней ценовой категории». Господин Ломакин считает, что основными конкурентами СП будут торговые марки Московского винодельческого завода, «Краснодарских вин» и «Монастырской избы».

Генеральный директор «Алкогольных Заводов ГРОСС» Виктор Самойлов также подчеркнул, что новому предприятию придется вложить значительные суммы в продвижение новых вин на рынке, если предприятие планирует продавать около 40 тыс. дал вина в месяц (по расчетам аналитиков, соответствует двум тысячам бутылок в час). «Самым лучшим продвижением будет вывод вин в федеральные торговые сети в регионе, и это обойдется новому СП приблизительно в 15 млн рублей ежегодно», — считает господин Самойлов. Илья Ломакин также отмечает, что наибольшее опасение вызывает именно схема сбыта и продвижения. «Дистрибуцию нужно будет отстраивать с нуля, а это очень сложно и затратно, этот процесс потребует значительных дополнительных вложений», — считает эксперт. На основании подсчета дополнительных вложений Владислав Исаев сделал вывод, что плановые сроки окупаемости несколько занижены и реально они составят 3-4 года.

Кроме того, аналитики предполагают, что и с поставками сырья для СП у его учредителей некоторые проблемы все же могут возникнуть. «Скорее всего, чтобы увеличить объемы производства и продаж, болгарские виноделы могут начать закупать иностранные виноматериалы, прежде всего аргентинские. Возможности болгарского виноделия ограниченны, в стране не растет столько винограда, как в ЮАР или Аргентине. Себестоимость производства продукции также выше, чем в других странах-производителях вина», — считает господин Ломакин.