«Секвестирование» школьного бюджета может привести к неожиданным последствиям

РОВНО через неделю, первого октября, учителя ряда ульяновских школ, взглянув в платежную ведомость, могут расстроиться: вместо обещанной прибавки их зарплата окажется даже меньше, чем в предыдущие месяцы.

Дело в том, что в некоторых школах и гимназиях Ульяновска сейчас сокращают штат учителей, снижают до минимума кружковую и факультативную деятельность. А кое-где отменяется и привычное с давних времен разделение классов на две части, изучающие разные иностранные языки. Подгруппы подлежат объединению, но как – никто не знает. К примеру, в одной из школ, по данным депутата областного Законодательного собрания Алексея Куринного (он и поднял проблему), чтобы подгруппы могли нормально работать в прежнем режиме, родителям предложили нанять дополнительного учителя за собственные деньги.

– Все началось с того, что в начале мая этого года наш министр образования Тамара Девяткина доложила Законодательному собранию о том, что на субвенциях образования сэкономлено около 100 миллионов рублей, – говорит Куринный. – Депутаты поверили и проголосовали о переброске этой суммы на иные

цели (на реализацию программ «Школьный автобус», «Школьное молоко» и др.). А позже выяснилось: никакой экономии не было. Тогда и прошла негласная команда по всем школам ужиматься по максимуму.

Директора школ на запросы депутата ответили, что в новых финансовых рамках школы работать нормально не могут. «Сложилась критическая ситуация с финансированием, – говорит директор Баратаевской школы. – На третий квартал нам не хватает 648,8 тысячи рублей, на четвертый дефицит составляет 272,3 тысячи. И где их взять?». Дважды депутат обращался к прокурору области, сообщая, что секвестирование субвенций ущемляет права педагогов – на вознаграждение за труд, и учеников – на материально-техническое обеспечение учебного процесса. Однако и после этого ничего не изменилось, утверждает Куринный. Он произвел собственные расчеты. Оказалось, что только ульяновские школы должны «затянуть пояса» как минимум на 15 миллионов рублей.

Но вместо материального исправления ситуации чиновники от образования предпочли другой путь. После личных бесед с директорами школ даже те из них, кто возмущался больше всего, теперь со всем согласны, считает Куринный. Звонки корреспондента «РГ» по школам подтвердили: большинство директоров отвечают, что проблемы были, но теперь все нормально.

– Мы вошли в рамки, хотя с трудом, – говорит директор лицея №11 Татьяна Вострова. – Правда, премии учителям придется выдавать частично, не так, как хотелось бы.

– У нас средств хватает, – отрапортовала директор одной из школ, но потом, получив гарантии анонимности, добавила: – Нам пришлось сократить кружки, убавить количество часов. Это болезненно ударило по школе, хотя мы надеемся, что с января ситуация выправится.

На тех же условиях, но более откровенно прокомментировала ситуацию председатель одного из учительских профкомов.

– Никто проблему на самом деле не решил, – сказала она. – У нас сокращены ставки учителей. Сократили педагогов дополнительного образования. Кружковую работу сократили в 10 раз. Кружки работают, но заниматься в них дети могут только за счет родителей. Учителя ропщут, но что может сделать профсоюз, если судьбу субвенций решает область? К тому же в прошлом году председатель профкома одной школы высказалась откровенно о проблемах, так потом ее несколько месяцев таскали по департаменту…

Между тем заместитель директора областного департамента образования Любовь Косошеева уверена, что все сделано правильно.

– Просто, когда делался расчет субвенций, произошла ошибка – их сумма была завышена от реальной потребности, – сказала она. – Поэтому и потребовалась корректировка. Но районы должны были провести реструктуризацию, оптимизацию учебного процесса. Надо считать, а не выплачивать по максимуму 25 процентов материального поощрения! Проблемы есть, но ситуация на контроле. А кружки на субвенции содержать нельзя – за это пусть доплачивают муниципалитеты, и пусть об этом задумается Гордума.

Депутат Куринный продолжает считать, что ошибка была совершена, когда финансирование образования сократили, и единственное решение проблемы – увеличение субвенций.

А пока родители школьников изыскивают деньги на кружки и учителя французского.