УЛЬЯНОВСК, 25 сентября (Корр. АНН Влада Вельчинская). Отказ от имени великого земляка – один из шансов Ульяновскому суворовскому училищу получить знамя Симбирского кадетского корпуса, которое во время революции похитили и вывезли в США белогвардейские иммигранты.

На поиски знамени у местных краеведов ушло несколько лет. Но американская сторона отказалась возвращать реликвию образованному на месте кадетского корпуса суворовскому училищу. Хранителям знамени не понравилось, что оно носит имя большевистского вождя.

Сто лет назад в Ульяновске на месте нынешнего суворовского училища дислоцировался Симбирский кадетский корпус. Именно здесь хранилось знамя, пожалованное учебному заведению Великим князем Константином Романовым в 1903 году. На флаге изображен Нерукотворный Спас. Над образом слова: «С нами Бог».

В 1918 году кадетский корпус захватили красноармейцы. Но кто-то умудрился похитить знамя прямо у них из-под носа.

«Очевидцы утверждают, что сделали это два молоденьких кадета,- рассказывает краевед Сергей Петров, принимавший участие в поисках реликвии.- Якобы вынесли они его и закопали под деревом. А потом тайно передали сестерам милосердия. Самих ребятишек за это чудом не расстреляли. Повезло, что большевики так и не смогли доказать их вину».

На месте кадетского корпуса создали танковое училище. В 1991 году его преобразовали в суворовское. Именно суворовцы решили создать в учебном заведении уникальный музей с экспонатами всех ранее находившихся тут военных училищ.

«Тогда – то и задумали мы – знамя кадетского корпуса вернуть, – признался начальник музея суворовского училища капитан 2 ранга запаса Александр Хрусталев. – Но никто не знал, где оно? А мы уж и место знамени определили. Даже нарисованную копию туда повесили. Сами же занялись поисками флага. Подключили краеведов. Они по крупицам собирали данные о пропавшем знамени. Какими только источниками не пользовались!»

Благодаря уехавшему в Сан-Франциско российскому иммигранту Анатолию Шашурину краеведы получили копию редкой книги бывшего симбирского кадета Георгия Ишевского «Честь». В ней он подробно описал судьбу похищенного знамени. Оказалось, мальчики-кадеты передали флаг некоей игумении Эмилии. В миру – Евгении Овтрахт. Через год женщина, воспользовавшись случаем, передала реликвию в руки генерала барона Врангеля. За это ее наградили Георгиевской медалью. Затем, судя по воспоминаниям Ишевского, знамя передали в Нью-Йоркский монастырь «Святой троицы». Узнав об этом, краевед Сергей Петров тут же обратился к настоятелю храма с просьбой вернуть флаг на родину. Вскоре в Ульяновск пришла телеграмма от председателя Сан-Франциского Союза российских кадетских корпусов Игоря Козлова.

«В настоящее время знамя Симбирского кадетского корпуса хранится в православном Соборе Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих радость» г. Сан-Франциско»,- сообщил он. Из текста следовало, что распоряжается флагом именно Сан-Франциский союз кадетов. С ним и следует решать все вопросы относительно передачи реликвии.

«Да сколько раз мы пытались связаться с этим Козловым,- признался Александр Хрусталев, – то сами, то через посредников. Все бесполезно! Не хотел он с нами переговоры вести. Но однажды Козлов проездом оказался в Ульяновске. Заглянул он и к нам. Как к КПП подошел, так и замер. На стене висела табличка с официальным названием училища: «Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное, ордена Красной Звезды суворовское военное училище имени Владимира Ленина». «И речи не может идти о возвращении знамени в Россию. Здесь пахнет коммунизмом!», – резюмировал Козлов».

Несмотря на случившееся, руководство суворовского училища продолжило борьбу за знамя. В Сан-Франциско полетели новые челобитные, представители ульяновских суворовцев шли и шли на поклон к американским кадетам. Наконец из США пришел ответ. Вернее, газетная публикация о решении 18-го съезда общекадетского съезда в Канаде.

«Продолжая нашу работу по передаче современным кадетским корпусам старых кадетских традиций, мы выражаем чувство огорчения, что в некоторых военных училищах все еще сохраняется советская символика»,- значилось в резолюции.

« Но мы-то не виноваты, что нам эти регалии от танкового училища в наследство достались! – развел руками Хрусталев. – Кстати, согласно одному из указов Минобороны военным училищам разрешены некоторые упразднения в названиях. Вот мы имя Ленина и убрали».

Теперь на табличке у КПП его нет. Хотя суворовское училище и рассталось с именем вождя, знамя кадетского корпуса оно пока не получило. Американская сторона сослалась на то, что музей в учебном заведении слишком «мелковат». А подобные реликвии могут передаваться только в архивы крупных государственных музеев. Но суворовцы по сей день надежды не теряют.

«Шанс вернуть знамя еще есть, – уверяет Хрусталев. – Россия может попросить его в один из государственных музеев, наиболее соответствующих требованиям союза кадетов. А уж нам со своими легче договориться будет. Надо только все продумать, как следует».