Благодаря дружеским связям с местными властями, ульяновские олигархи Вадим Харлов и Николай Доронин свою империю «Максима Х» создавали за счет приватизации городской собственности и сомнительных сделок по купле-продаже недвижимости
Эту парочку авантюрного склада личностей бурное время 90-х годов соединило в коммерческом экстазе перед открывающимися возможностями Большого Хапка. Не было бы этого духовного родства – не было бы и компании «Максима Х», владеющей сегодня в Ульяновске изрядной долей бывшей когда-то городской собственности, в числе которых ЦУМ, гостиница «Советская», супермаркет «Симбирка», несколько АЗС, банк «Венец» и многое другое.
1. Арбузы из-под Саратова
Кем был Вадим Харлов до этого? Мелким спекулянтом( по понятиям советского времени), владельцем списанного «ЗИЛ-131», на котором зарабатывал себе на жизнь тем, что возил арбузы из-под Саратова, перепродавал их рыночным торговцам и отправлялся на Урал, загрузившись ульяновской колбасой. Социальный статус Николая Доронина был значительно выше. В комсомоле он работал секретарем обкома по идеологии, познавая основы капиталистического стяжательства по суровой критике Маркса и Энгельса.
В период первой волны приватизации бывший комсомольский вожак, используя свои многочисленные связи среди местного чиновничества, неустанно бегал по властным кабинетам, выбивая для будущей «Максимы Х» то один, то другой объект недвижимости – благо первые ульяновские демократы раздавали ее направо и налево, не забывая, естественно, и о себе (пламенный привет вам, г-да Ступников, Повтарев и Гвоздев!). А Вадим Харлов тем временем, имея за плечами коммерческий опыт операций с арбузами и колбасой, что-то из этих объектов удачно перепродавал, где-то – открывал магазины, что также было немаловажно – приученный к дефициту покупатель сметал с прилавков все, что появлялось.
Собственно, само название фирмы – «Максима Х» связано с приобретением Харловым первой своей иномарки – «Нисан-Максима Х» (цена 40 тыс. долларов). Обожающий автогонки бизнесмен вскоре прикупил и гоночную «Ладу-Революшн», на которой стал участвовать в соревнованиях, предоставив, в какой-то степени, развивать бизнес своему партнеру.
2. Ходорковский был еще на свободе
Сегодня многие ульяновцы удивляются, почему цена на бензин в нашем регионе значительно выше, чем в соседних областях. Знающие люди винят в этом Ходорковского и его «Юкос», которые вместе со своей «дочкой» – «Ульяновскнефтепродуктом» стали практически монополистами в этой сфере. Однако мало кто догадывается, что к этой ситуации руку приложили и Харлов с Дорониным, в свое время провернувшие незаконную сделку по продаже нескольких своих АЗС ныне опальному олигарху.
Дело было в 2002 году, когда ульяновцы вместе с губернатором Шамановым участвовали в «Гонках на выживание», в которых, как водится, побеждали сильнейшие – и в первую очередь сам генерал и его наставник по автоспорту – Харлов. Остальным доставалась дырка от бублика, а также взметнувшиеся ввысь тарифы на услуги ЖКХ – при отсутствии горячего водо- и теплоснабжения. Ничего удивительного было и в том, что чиновники из администрации генерала игнорировали и протесты Антимонопольной службы региона, настаивавшей на том, чтобы продажу «Максимой Х» своих АЗС признать недействительной. Как пояснял руководитель территориального управления ФАС РФ по Ульяновской области Г.Спичагов, участники сделки, нарушив Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», тем самым «значительно усилили доминирующее положение группы лиц и ограничили конкуренцию в регионе».
Дело было передано в областной Арбитражный суд, который претензии ФАС отклонил, однако высшая инстанция Поволжского округа все же признала сделку незаконной. Согласно решению суда, сторонам вменялось осуществить реституцию, то есть вернуть все в первоначальное положение. «Максиме Х» предстояло возвратить «Ульяновскнефтепродукту» несколько миллионов долларов, полученных от продажи АЗС, а последнему соответственно – автозаправки бывшему владельцу.
До сих пор это решение суда не выполнено! Ходорковский сел на нары, бывший гендиректор «Нефтепродукта» Ягодин переместился в ЗСО руководить фракцией «Единой России», цены на бензин диктовал монополист, а Харлов с Дорониным по-прежнему благоденствовали и процветали, затеяв в промежуточный период времени знаменитую аферу с ЦУМом.
3. Спонсоры мэра Романенко
Напомним, Павел Романенко сменил на посту мэра Ульяновска Виталия Марусина, благодаря ловко используемому имиджу бывшего полковника КГБ, в разгар компании по укреплению позиций президента Владимира Путина, также в прошлом работника спецслужб. Избирательную компанию Романенко спонсировали местные олигархи, в том числе и Харлов с Дорониным. «Благодарность» мэра Романенко выразилась в отчуждении из муниципальной собственности визитной карточки города – Центрального универмага в пользу «Максимы Х».
«Схема отчуждения» была сложна и вместе с тем проста, как грубо сколоченный табурет. Акционированный еще в 1992 году ОАО «ЦУМ», в котором 51 процент акций принадлежало трудовому коллективу, а 49 процентов – городу, десять лет спустя, в июне 2002 года, незаконным постановлением мэра Романенко превращается вдруг в ЗАО, тем самым устраняя возможность участвовать в торгах сторонним покупателям. Харлов с Дорониным, не теряя времени даром, добывают каким-то образом реестр акционеров – членов трудового коллектива ЦУМа и всеми правдами и неправдами скупают их акции. 49 же процентов «городских» акций перетекают в их собственность без всяких торгов и конкурсов за ничтожно низкую цену в 19 миллионов рублей, тогда как независимые эксперты оценивают их в 70 миллионов, а сторонние покупатели предлагают – до 120 миллионов! В ответ на протесты и жалобы конкурентов, депутатов и возмущенных горожан – круговая оборона, состоящая из чиновников мэрии и покровительствующей «Максиме Х» областной администрации.
Романенко после выборов нового мэра быстренько исчезает из Ульяновска. Новые отцы города и региона вынуждены соблюдать «статус кво» ЦУМа по причинам весьма существенным: Вадим Харлов становится депутатом Гордумы и возглавляет бюджетный комитет городского парламента, а его незаменимый партнер Николай Доронин на какое-то время назначается заместителем губернатора, а позже – его советником. «Приватизирует» Доронин также местную ячейку партии «Справедливая Россия» и телеканал «Репортер». Как говорится, все схвачено! Так что, на местном уровне какие-либо депутатские запросы или расследования правоохранителей весьма проблематичны!
4. Аппетит приходит во время еды
Не случайно, по инициативе депутатов ЗСО Олега Горячева и Александра Кругликова представители общественности Ульяновска по поводу незаконной продажи ЦУМа недавно обратились в Генеральную прокуратуру, потому как новый проект олигархов – пресловутый «Автодром» и парк «Симбирский», в результате которого гостиница «Советская» и еще 13 объектов городской собственности были «отчуждены» в пользу «Максимы Х» и в ущерб материальным интересам ульяновцев, – это явно не последняя глава из жизнеописания бывшего арбузного торгаша и комсомольского вожака.
Аппетит приходит во время еды, вернее, Большого Жора. Но об этом – в следующий раз…
P.S. «…Полагаем, что имеются все основания для проведения прокуратурой Ульяновской области проверки изложенных нами обстоятельств и принятия мер по возврату в муниципальную собственность 49 процентов акций ЗАО «ЦУМ», а также привлечения к уголовной ответственности должностных лиц мэрии г.Ульяновска в случае, если в их действиях будут обнаружены признаки состава преступления».
(Из депутского запроса О.Ю.Горячева и А.Л.Кругликова прокурору Ульяновской области В.В.Малышеву)