19 сентября стало для чиновников областной администрации днем тревог и волнений. Им устроили очередное тестирование на профпригодность – на этот раз тема была связана не с русским языком и не с краеведением, а с областью знаний, которая непосредственно связана с выполнением ими должностных обязанностей. Дословно дисциплина, с которой им пришлось столкнуться, именуется так: «Основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Основы бюджетного законодательства и принципы законодательной деятельности».

Почему были выбраны вопросы именно такого рода, прессе объяснил сам губернатор Сергей Морозов: «В последнее время некоторые руководители детских садов жалуются на недофинансирование. А средства на ремонт поступили из федерального бюджета, но лежат невостребованными. И это следствие того, что чиновники некомпетентны в бюджетном законодательстве – поэтому мы и проводит этот тест…»

Краткий инструктаж перед началом тестирования руководителей среднего звена сводился к тому, что к перечню вопросов следует относиться не менее трепетно, чем к избирательному бюллетеню, и любая помарка, описка, неаккуратность может привести к тому, что вопрос, где она будет допущена, «уйдет в минус» и это может сказаться на итоговой оценке.

Принцип тестирования, по сравнению с более ранними прецедентами, не изменился совершенно: 46 вопросов, на каждый – три варианта ответа, нужное взять в кружочек… Так что, шанс избежать неудовлетворительной оценки имел каждый, даже те, кто рисовал кружочки наугад. Впрочем, для людей далеких от бюрократической деятельности многие варианты ответов были «на одно лицо». Министр молодежного развития Ольга Куракина перед тем как взяться за дело даже поинтересовалась, может ли быть на один и тот же вопрос два правильных ответа… На что получила в ответ твердое и решительное «нет». Кстати, министры областного правительства, в отличие от руководителей нижнего звена, не показали примера аппаратной дисциплины, и на тестирование пришло не больше половины, чем удивили лично губернатора. Кстати, Сергей Иванович пришел на тестирование последним, а завершил ставить кружочки третьим, гораздо раньше многих членов Кабинета – после своего первого заместителя Владимира Козина и министра строительства Валерия Малиновского. Губернатор, кстати, оказался в более сложном положении, чем его подчиненные – он сидел во главе стола, и списать ему было не у кого.

Впрочем, накануне состоялось несколько лекций и семинаров, где чиновники могли восполнить пробелы в образовании и пройти процедуру без особого риска оконфузиться.

Любопытен тот факт, что даже те работники обладминистрации, которые не пришли на экзамен по уважительным причинам, которые были заняты в тот момент неотложными делами, не избегут общей участи – за ними остался «должок»: пройти тест, как только появится свободная минута.

То, что все вопросы сопровождались вариантами ответов, понять можно –драгоценное время управленцев надо экономить, но несколько удивило то, что тест не предусматривал вопросов на сообразительность, на способность самостоятельно и оригинально мыслить.

Это обстоятельство прокомментировал первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Владимир Козин: «Чиновник, обладающий «сообразительностью» рискует стать «клиентом» прокурора. Для чиновника должно быть все прописано, и он не вправе осуществлять свои функции и полномочия без оглядки на то, что ему предписано законом. Сообразительность нужна в бизнесе – это предприниматели рискуют своими деньгами. Рисковать народными деньгами чиновник не имеет права – он должен знать закон! Это ценится сегодня больше, чем «сообразительность».

Согласно официальным данным из 113 чиновников, по уважительным причинам на тестировании отсутствовало 16 человек. Уже на следующий день были подведены итоги, которые показали, что двоечников и троечников среди чиновников областного уровня нет ни одного, отличниками стали 64 человека, «хорошистами» – 33. Какой оценки удостоился Сергей Иванович Морозов, не сообщается… Собственно, в его результате никто и не сомневается.