Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Ульяновске Сергей Гогин.

Никита Татарский: День учителя в этом году омрачен для большого числа ульяновский педагогов, в основном младших классов. В начале учебного года ради экономии фонда зарплаты администрация школ была вынуждена сокращать учительскую нагрузку, закрывать кружки и факультативы, а также объединять классы. В итоге ульяновские учителя теперь будут зарабатывать меньше. Таковы последствия новой системы финансирования школ, введенной областным правительством.

Сергей Гогин: В середине прошлого учебного года областной закон изменил систему финансирования образования. Раньше применялся так называемый подушевой норматив, то есть на каждого учебника. Теперь школьные финансы разбили на три группы: для начальных, средних и старших классов. Норматив финансирования для младших классов оказался ниже, чем для остальных групп. Из-за демографического спада сократилось и число учеников в начальных классах. Пересчитав деньги, региональное министерство образования решило, что сэкономило в целом по области 100 миллионов рублей. Их перебросили на закупку школьных автобусов и обеспечение учащихся молоком. Областной парламент переброску средств утвердил.

О последствиях этого решения говорит депутат областного Законодательного собрания Алексей Куренный.

Алексей Куренный: Учитывая, что первые полгода школы, естественно, получали чуть больше, чем положено в соответствии с измененным законом, они, естественно, эти деньги все потратили. То есть кто-то премии учителям выписывал, кто-то покупал оборудование, еще что-то. И потратив их в первом полугодии, во втором полугодии им, по сути, поставили ультиматум: вы уже съели эти деньги, так что теперь ужимайтесь, как хотите. Все это где как пошло – где ставки сокращались, где часов убавляли. Но самое главное, что в итоге это все отразилось на зарплатах учителей. То есть, в принципе, ставка в чистом виде не тронута, но у образования несколько специфическая оплата труда: они получают ставку, и есть так называемый тарифный фонд, и из этого тарифного фонда оплачиваются тетради, даются премии, надбавки и так далее. В принципе, для педагога все равно, как все это формируется. Факт тот, что после того, как был принят этот закон, естественно, денег он стал получать меньше.

Сергей Гогин: Чтобы выяснить, хватит ли школам денег на зарплату, депутат разослал запросы директорам разных школ. Большинство из них признались, что собираются изымать средства из фонда материального обеспечения школ. А в некоторых школах зарплаты не хватит и до конца года. В первую очередь пострадают школы, гимназии, лицеи с большим количеством начальных классов. В городской школе номер 6 чуть было ни сократили учительницу с 12-летним стажем, потому что администрация ликвидировала 2 “В” класс, распределив детей между 2 “А” и 2 “Б”. Класс удалось сохранить под давлением возмущенных родителей.

На недавнем совещании губернатора Сергея Морозова с директорами школ тему оплаты труда почти что обошли стороной. Говорит депутат Алексей Куренный.

Алексей Куренный: Каждому из них позвонили и каждого предупредили, что не надо поднимать никаких вопросов, надо держаться тихо, кому-то на пенсию ближайшую намекали, кому-то – на прочие кары. В результате собрание прошло достаточно вяло.

Сергей Гогин: Из ситуации есть три выхода: либо директора потратят на зарплату деньги, предназначенные на пособия и ремонт школы; либо в очередной за раскошелиться заставят муниципалитеты; либо областное правительство откажется от экономии. Но последнее, как считает депутат Куренный, наименее вероятно. Кстати, 6 октября в Ульяновске планируют открыть памятник учителю, он стоит около 2 миллионов рублей, и часть этих денег собрана самими учителями.