Новый руководитель предвыборного штаба “Справедливой России” в Самарской области Михаил Родионов оказался в щекотливом поло­жении. Тактика партии разрабатывалась на основе критики правящей “Единой России”. Вхождение в федеральный список “медведей” пре­зидента России Владимира Путина либо приведет к изменению так­тики эсеров, либо отразится на политических и бизнес-перспективах Ми­хаила Родионова.

Неделю назад в политичес­кой ситуации в России прои­зошла большая перемена. Пер­вую строчку в федеральном списке “Единой России” занял президент Путин. Появление Путина в предвыборном спис­ке “Единой России” кардиналь­но изменило правила полити­ческой игры. Если ранее прак­тически все партии строили свои кампании на критике действующей власти и “Единой России”, то сегодня оппозиции придется выбирать выражения и менять тактику. Воевать с “Единой Россией” и воевать с Путиным — не одно и то же.

На последних выборах президента против Путина не пошел никто из политических тяжеловесов, кроме комму­нистов. КПРФ и теперь будет единственной партией, кото­рая навяжет единороссам и президенту некое подобие борьбы. Никто из “систем­ных” политиков, как и четыре года назад, выступить против президента не рискнет. Опыт реализации политических ам­биций, построенных на кри­тике Путина, показывает, что система таких шагов не про­щает.

Все это характерно не толь­ко для общефедеральных игр, но и для отдельных регионов. К примеру, сложно предста­вить, кто из самарских полити­ков решится на столь опасный шаг, как открытая критика партии власти. Сложно предс­тавить, что молодой либерал-демократ Дегтярев, только на­чинающий свою политическую карьеру, решится на необду­манные шаги. Тем более что и федеральная кампания ЛДПР, по заявлениям лидера партии Владимира Жириновского, бу­дет строиться на своих лозун­гах, а не на “минусовании” единороссов.

Подобная тактика сейчас, по мнению экспертов, может стать единственно правильной не только с точки зрения эф­фективности, но и с точки зре­ния безопасности личной и партийной карьеры. Бороться с “Единой Россией” сегодня все равно что объявить войну Пу­тину и Артякову.

Судя по развитию ситуации в Самаре, это понял Виктор Тархов, который фактически устранился от политической борьбы. Его заместитель Сер­гей Арсентьев вышел из штаба справороссов вместе со своей командой. Такое решение, по мнению наблюдателей, гово­рит о том, что самарский мэр понимает, что оппозицион­ность в эти два месяца может стоить отношений с губернато­ром и Кремлем на годы вперед. Для самарских и московских стратегов очевидно, что это слишком большая цена, чтобы участвовать в проекте, приз­ванном отправить в думу Веру Пекареву и Михаила Родионо­ва. Источники в штабе “Спра­ведливой России” не исключа­ют, что устранение Тархова мо­жет произойти не только внут­ри штаба, но и в публичной плоскости. Главный “паровоз” партии сейчас устраняется не только от внутренних дел кам­пании, но и пытается добиться своего отсутствия на предвы­борных плакатах. Это вполне объяснимо, поскольку такой шаг был бы логичен даже при наличии самых теплых отно­шений с более высокой властью. В реальности же полу­чается, что этих отношений нет и в помине.

Изменения внутри “Спра­ведливой России” привели к то­му, что сейчас штабом эсеров руководит ульяновский бизнес­мен Михаил Родионов, ворвав­шийся в самарскую политику всего год назад. За этот год Ро­дионов успел войти в местное отделение “Справедливой Рос­сии” и избраться в губернский парламент и захватить реаль­ную власть в региональном от­делении партии. В публичную плоскость эти попытки перевел сам секретарь реготделения партии Виктор Тархов. Факти­чески конференция эсеров, прошедшая три недели назад, свидетельствовала, что аппарат подконтролен Родионову, а соответственно, и большинство главных решений принимается именно блоком экс-“Родины”. Захватив власть в региональ­ном отделении эсеров, внед­рив туда своих людей (в регполитсовет, в частности, вошел известный пиарщик Эрнест Старателев, управляющий в Ульяновске телеканалом, при­надлежащим Родионову), Ро­дионов проявляет политичес­кую гиперактивность. Эта ак­тивность уже привела к тому, что от кампании самоустрани­лась Елена Лебединская, кото­рая планировалась руководите­лем кампании и главным идео­логом. По словам источников в реготделении, поводом для та­кого решения стало приглаше­ние к работе с партией извест­ного политтехнолога Льва Павлючкова.

Фигура Павлючкова, изве­стного разработанными им кампаниями в нескольких ре­гионах, построенными на чер­ных и белых технологиях “ми­нусования” конкурентов, поз­воляет прогнозировать, что и “Справедливая Россия” не из­менит излюбленной тактике этого специалиста. Однако главным виновником разжига­ния межпартийной войны ста­нет уже не Тархов, а Родионов. Опрошенные «СО» эксперты за­даются вопросом: понимает ли владелец мясокомбинатов, чем это может обернуться для него и его бизнеса?

Как рассказал «СО» источник в “Справедливой России”, “Ле­бединская и Тархов — вменяе­мые люди и хорошо понима­ют, что не стоит воевать с вет­ряными мельницами и играть в неуловимых мстителей. Си­туация сейчас складывается так, что, самоустранившись, Тархов может только выиг­рать. Тем самым он посылает месседж своим оппонентам о непричастности к процессу. За­чем Родионов так себя ведет, не могу понять. Всем же все по­нятно”, — говорит источник в региональном отделении “Справедливой России”.

С этим согласна и Елена Ле­бединская, которая сказала «СО», что не видит для себя места в нынешнем штабе партии. “Мне с Павлючковым не по пу­ти, поэтому я не буду работать на “Справедливую Россию”, — заявила «СО» Лебединская.