В начале сентября в Ульяновске резко взлетели вверх цены на продукты питания. Подорожало абсолютно все, но сегодня мы рассмотрим причину громадного (в полтора раза) скачка цен на молочную продукцию.

Повышение цен было настолько неожиданным, что в тупик встали не только жители региона, чьи семейные бюджеты затрещали по всем швам, но и власти региона. Еще бы! Ведь цены выросли вопреки всякому здравому смыслу в то время, когда в сельхозпредприятиях области отмечаются самые высокие надои, а сами хозяйства не испытывают никакого недостатка в обеспеченности кормами для скота. Почему же цены так резко «взбесились»?

Вы не поверите, но, по мнению министра сельского хозяйства областного правительства Александра Якунина, в росте цен на ульяновском молочном рынке виноват Евросоюз. Да-да, вы не ослышались! Как пояснил министр, в июле этого года эта европейская международная организация приняла решение об отмене субсидий на поставляемые в Россию молочные продукты по причине сложной экономической ситуации в Европе, вызванной низкой урожайностью и сокращением площадей под посевы продовольственного зерна. Западные поставщики имели возможность ввозить в нашу страну молочное сырье по сниженным ценам, доступным для российских производителей. Остальную часть стоимости компаниям компенсировал Евросоюз, таким образом оказывая поддержку сельскому хозяйству европейских государств. Но в конце лета субсидии были отменены, и импортное молочное сырье в России подорожало, что вызвало резкое повышение спроса на отечественное молочное сырье. И оно, естественно, возросло в цене.

Но говорить о прямой зависимости цен на молочную продукцию в России от экономической политики Европы, наверное, все же нельзя. Отмена субсидий повлияла лишь на состояние крупных молокозаводов страны, специализирующихся, например, на производстве дорогих сортов сыров и потому зависящих от импортного сырья. Такие предприятия находятся, по большей части, в центральной России. Молочный же рынок Поволжья стоит, как бы особняком и состоит из ряда сравнительно мелких предприятий, использующих сырьевые ресурсы территорий, на которых и расположены. Поэтому «фокусы» Евросоюза нас вроде бы не должны были волновать. Вроде бы. Но… Но на самом деле в качестве катализатора повлиявшего на рост цен в Ульяновске, проявилась, во-первых, всеобщая истерия, охватившая российских производителей молока, а во-вторых – возникшее на этой почве стремление кое-кого из посредников подзаработать на этой ценовой неразберихе. Под шумок, так сказать.

Вне всяких сомнений, что нынешний рост цен на молоко и молочную продукцию можно было бы сдержать, если бы и федеральное, и региональное правительства осуществляли за ценами надлежащий контроль. Но его, как показывает действительность, не было. И только сейчас на территории Ульяновска начала работать специальная комиссия, которая еженедельно осуществляет мониторинг цен на молоко.

Ситуацию взял под личный контроль губернатор. Это дает основания надеяться, что дальнейший бесконтрольный рост цен на продукцию первой необходимости удастся остановить. Но вот вернуть цены в досентябрьские рамки – это вряд ли…