«Курьер» может записать в свой актив еще один прогноз, который сбылся или, выражаясь мягче, начинает сбываться. Несколько раз за последние два года мы говорили, что ситуация, сложившаяся в регионе с приходом на пост губернатора Сергея Морозова, не может долго оставаться стабильной. Не может по определению, поскольку в нее изначально были заложены зерна конфликтов.
На чем базировались Новый глава области победил на выборах при поддержке самарской группы «СОК», получившей в послевыборный период в свои руки мощные рычаги влияния на внутриобластные процессы. Рано или поздно интересы СОКа столкнутся, писали мы, с интересами ульяновских бизнес-групп, и в этом плане никому не стоит тешить себя иллюзиями.
Местный бизнес, конечно, не назовешь ангельским, он со своими повадками и прибамбасами, часто диковат и прижимист, но он местный. Его владельцы живут здесь, их дети ходят в ульяновские сады и школы, их дома и квартиры расположены на ульяновских улицах, товары и продукты они покупают в ульяновских магазинах. И они, хозяева местного бизнеса, не относятся к области, как к территории, доставшейся в качестве «военного трофея».
Всего вышеперечисленного лишен, увы, «СОК». Глупо и наивно думать, что самарская группа пришла к нам поднимать наше хозяйство и благоустраивать нашу жизнь. Разумеется, нет, пришла она за прибылью, за тем, чтобы нарастить свои активы. Нарастить же их она может только за счет ульяновского добра – муниципального, областного и предпринимательского. То есть экспансия СОКа (или любой другой финансово-промышленной группы, которая получила бы здесь властную поддержку) неизбежно дойдет до попыток поглощения или, как минимум, ущемления ульяновского бизнеса. На этом постулате и строились наши прогнозы о хрупкости мира в регионе. И вот «война» элит начинается. Ее раскаты уже достигли информационного поля. Правда, в своих прогнозах мы не угадали, что бои развернутся под предвыборным соусом.
Буреносец В конце прошлой недели сразу несколько интернет-ресурсов («Компромат.ru», в частности) разместили большую статью под красноречивым заголовком «Симбирский инквизитор». Статья местами на грани фола, поэтому воспроизводить ее дословно мы не будем, но содержание своему читателю сообщить обязаны. Обострение ситуации безымянные авторы «Симбирского инквизитора» связывают с возвращением в область небезызвестного Александра Большакова. В январе Александр Михайлович, занимавший пост руководителя аппарата обладминистрации, добровольно подал в отставку и, получив из рук губернатора Почетную грамоту, отбыл в неизвестном направлении. Однако уже через несколько месяцев он вновь в правящей областной обойме, причем с повышением – в должности заместителя главы облправительства и параллельно – куратора предвыборной кампании одной из важных партий.
На личности Большакова авторы останавливаются отдельной главой своей статьи, сообщая, что до прихода во власть он «долгое время возглавлял самое закрытое подразделение… группы «СОК» – контрольно-ревизионное управление (КРУ). Оно занималось надзором за деятельностью предприятий…
ФПГ. Профессиональное происхождение главного соковского ревизора покрыто туманом…». Это правда. Минуло почти три года пребывания Александра Большакова в составе высшего руководства Ульяновской области, но до сих пор мало кто представляет, что за жизненный путь он прошел. На посту руководителя КРУ группы «СОК» Большаков, по версии анализируемого материала, «искал отступников. И находил их. Даже если их не было».
Зачистка К началу осени, пишут авторы статьи, главу региона Сергея Морозова постарались изрядно обработать, пугая его тем, что исход декабрьских выборов в области может оказаться совсем не таким, какого ждет от местных властей Москва. И Морозов, дескать, счел за лучшее дать группе Большакова картбланш на выстраивание избирательных дел так, как группа сочтет нужным. Сам же Большаков стал фактически единоличным архитектором всей ульяновской политики.
Его правой рукой интернет-издание называет передислоцировавшегося временно в Ульяновск самарского политтехнолога Льва Павлючкова. В настоящее время Павлючков занят, на взгляд аналитиков, тотальной зачисткой предвыборного поля – в интересах той самой партии. На местном телеканале политтехнолог ведет передачу «Большая политика», в которой раздает всем сестрам по серьгам, в смысле – всем иным партиям по порции «мочилова». «И это, – заявляют авторы статьи «Симбирский инквизитор», – несмотря на четкие ограничения предвыборной контрпропаганды, прописанные в законе о выборах». Любопытно, что еще в сентябре почтовые ящики ульяновцев были обильно усыпаны газетой под тем же названием «Большая политика», – обливавшей грязью местных политических деятелей и бывших руководителей региона, среди которых оказался и экс-губернатор Юрий Горячев. Наглость издателей «Большой политики» отметил даже председатель Центризбиркома Владимир Чуров.
С подачи Льва Павлючкова, если верить интернет-сайтам, в муниципальных и государственных учреждениях региона распространяются слухи, дискредитирующие «неправильных» участников выборов. Например, о том, что под видом агитаторов оппозиционных партий по квартирам ходят профессиональные грабители. Ну и прочий бред такого же пошиба. К числу помощников Павлючкова сетевые СМИ причисляют некоторых сотрудников официальных областных служб по связям с общественностью. Результатом их деятельности будут, как предсказывает интернет-издание, громкие скандалы, нацеленные на подрыв позиций «наиболее влиятельных представителей региональной элиты».
Первая «кровь» Так называется в статье «Симбирский инквизитор» глава об ульяновских предпринимателях, первыми попавших под пресс. Это Николай Доронин и Вадим Харлов из компании «Максима-Х». Когда-то гендиректор «Максимы» Доронин возглавил «по просьбе губернатора Морозова» областное отделение одной из новых партий и слыл в администрации своим человеком. «Одно время он даже «рулил» областным пиаром и до последнего времени являлся советником губернатора».
Упомянутая партия была мягко оппозиционной, и созданная конструкция вселяла в Сергея Морозова спокойствие – все под контролем. Партийцы Доронина стали не просто безопасными, а еще и открыто поддерживали принадлежащего к другой парторганизации губернатора.
Со вторым пришествием Александра Большакова в администрацию «отношение к союзникам резко изменилось. На бизнес «Максимы-Х» обрушилось жесткое административное давление. Ряд значительных инвестиционных проектов предпринимателям пришлось в срочном порядке свернуть». С чего вдруг? Рейтинг партии-конкурента в регионе крайне низок, и бросать на ее разгром столько сил нет, казалось бы, смысла. Материал выдвигает гипотезу, что предвыборная борьба в данном случае может быть лишь предлогом, а действия «погромщиков» преследуют совсем другую, более серьезную, цель.
Раздели и властвуй?
В нынешней вертикали Сергей Морозов человек, в общем-то, случайный, считает интернет-издание. Он, Морозов, не имеет номенклатурного прошлого, в губернаторы пришел из мэров маленького провинциального города. Нет у него «значимых» контактов в кремлевской администрации, как и связей в молниеносно набирающих вес госкорпорациях. Есть же у главы региона такой ценный багаж, как стабильность в регионе. Она и является главным гарантом пребывания Сергея Морозова на нынешнем посту. Ее, дескать, «погромщики» и рушат, и, скорее всего, разрушат, подорвав отношения губернатора с местной элитой.
Административный «наезд» на одну из крупнейших ульяновских бизнес-групп спровоцирует череду скандалов. Ответом на этот «наезд» окажется вспышка информационной войны, поскольку и Харлов, и Доронин не могут не понимать, что «непротивление злу» закончится уничтожением их бизнеса. Чего бы это им ни стоило, но они будут защищаться. Стабильность затрещит по швам, а вместе с ней и позиции губернатора. Иначе говоря, работа, декларируемая как укрепление положения Морозова и партии, в действительности грозит ослаблением Морозова. И тут-то, предполагают авторы статьи «Симбирский инквизитор», может заявить о себе как о претенденте на губернаторское место…
Александр Михайлович Большаков. «Он превращается в человека, претендующего на лавры антикризисного менеджера. Обладает опытом в крупной бизнес-структуре». Предан партии и не щадит ее конкурентов. Чем не кандидат на пост главы региона?
Оборонительные рубежи Правда, Большаков, если он и в самом деле имеет такой план, мог что-то и проглядеть. С его приходом отношения губернатора с бизнес-сообществом охладели. Предприниматели ищут себе защиту, а вот то, где они ее ищут, Александра Большакова вряд ли обрадует. «Понимая, что Морозов и Большаков опираются на ресурсы группы «СОК», Харлов ориентируется на поддержку нового руководства «АвтоВАЗа», – говорится в статье. – Известно, что между менеджерами автогиганта и «СОКом» складываются непростые отношения. Шаг в сторону «АвтоВАЗа» для Харлова вполне логичен».
С нынешним гендиректором тольяттинского завода Борисом Алешиным отношения у Вадима Харлова хорошие, как говорят, уже давно. Харлов – профессиональный автогонщик, выступающий на вазовских машинах, а Алешин всерьез увлечен гоночными проектами. Дополнительным подспорьем в налаживании более крепких связей с госструктурами обещает стать для Харлова его бизнеспартнер Михаил Родионов, соратник мэра Самары Виктора Тархова, ратующий за тесное сотрудничество с самарским губернатором Владимиром Артяковым. А Артяков – это уже близкая к Кремлю госкорпорация «Рособоронэкспорт». Ее интерес к ульяновским делам сильно поколеблет позиции бывшего ревизора группы «СОК» Большакова, более уязвимым окажется при таком развитии событий и положение Морозова. Тогда, кстати, может быть, раскроется, наконец, и тайна, что на самом деле стояло за возвращением Большакова в Ульяновск.