Сегодня в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», открывается XV Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2007». Среди многих других будет на нем представлена и ульяновская экспозиция, а главный архитектор Ульяновской области Татьяна Тарасова, как было сказано в официальном сообщении пресс-службы областного правительства, примет участие в работе жюри фестиваля. Как пояснили в дирекции фестиваля, в члены жюри приглашают главных архитекторов регионов, ставших лауреатами предыдущих фестивалей.
Вероятно, у архитектуры Ульяновской области есть особые заслуги, о которых простые жители Ульяновской области просто не знают.
В официальном сообщении областного правительства, растиражированного в СМИ, сообщалось народу, что «управление архитектуры и градостроительства Ульяновской области подготовило экспозицию региона, которая будет выставлена в рамках смотра-конкурса «Архитектура и градостроительство регионов и городов России. Приоритетные национальные проекты». В экспозиции представлены: генеральный план Ульяновска; генеральный план Димитровграда; инвестиционный проект «Запад-1», занявший первое место в конкурсе экспериментальных инвестиционных проектов Росстроя РФ…». А ещё – комитет архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска представит экспозицию в номинации «Ландшафтная архитектура».
Когда-то губернатор Сергей Морозов, давая «Российской газете» первое интервью в ранге главы региона, отметил, что одно из его первых желаний – сделать так, чтобы город и область преобразились, засияли, стали красивыми на радость жителям. Хорошее желание, и всем этого хочется, просто у каждого своё понимание преображения. Губернатор не обязательно должен быть эстетом высокого уровня. В нём важнее присутствие не художника, наверное, а руководителя, его дело – строить систему управления регионом. А вот те, кем он управляет, должны бы иметь другие качества – каждый обязан быть высоким профессионалом в своём деле. Но если на фестиваль повезли эти экспозиции, то, похоже, область ещё не скоро обретет красоту в её всестороннем, а не управленческом понимании. Про серьёзные недостатки генерального плана Ульяновска и закулисность его обсуждения не говорили в Ульяновске разве что только ленивые. Даже депутаты, вынужденно принявшие его (как стихийное бедствие, от которого никуда не уйти), в кулуарах признавали, что генплан не доработан, но пришлось с ним согласиться, чтобы не останавливать развитие города. Вот генплан Саранска, который на две головы выше ульяновского по глубине проработки, подготовки, организации обсуждения и который явно отличается особым уважительным отношением к жителям города, можно было бы представить на конкурс. Что касается инвестиционного проекта «Запад-1», то и вправду на макете светящиеся кубики выглядят красиво. Но обманывать, что он занял «первое место в конкурсе экспериментальных инвестиционных проектов Росстроя РФ», просто неприлично. В протоколе №3 заседания комиссии Росстроя по проведению отбора экспериментальных инвестиционных проектов от 22 июня 2007 года черным по белому написано, что Ульяновский проект под номером 21 просто попал в число 22-х отобранных Росстроем проектов. И никакого первого места. Причем, было всего-то 39 проектов от 24-х регионов, 17 из них комиссия забраковала как несоответствующие требованиям Положения. Может, опять кто-то надеялся, что граждане никогда не увидят протокола Росстроя, а в свою очередь Росстрой не увидит, что было написано для внутриобластного употребления. Разрушил надежды Его Величество Интернет.
Врачи говорят, что по лицу человека можно сразу определить, насколько он здоров и какие болезни мучат его. Так и у области на лице отражаются все её болезни. Создается ощущение, что показушность в нашем регионе настолько оторвалась от здравого смысла, что никогда уже с ним больше не встретится. Увы, слишком часто приходится встречаться с тем, что дело не делается, система развития – не строится, причины болезни – не устраняются. Лишь в очередной раз припудриваются щёчки. И в этой ситуации начинают процветать низкопоклонничество, ложная исполнительность, когда чиновники, даже несогласные с предложениями начальства, готовы исполнить любую глупость, лишь бы только сохранить своё относительно теплое место. Лучше кивать и говорить, что всё хорошо. Вероятно, кому-то подобный аутотренинг помогает – начинает казаться, что всё и вправду неплохо, даже красиво. Не оттого ли осмелившихся отразить реальность и высказать авторитетное мнение ждут гнев окружающих чиновников и судьба правдивого зеркала.
Не знаю, что намерен показать регион на выставке ландшафтной архитектуры, но в самом Ульяновске это понятие просто отсутствует. Пресловутые «зелёные фигуры», каждая из которых обходится городу в кругленькую сумму, дико смотрятся на вытоптанных и выжженных газонах, а то и просто посреди грязи. Один из уважаемых приезжих художников назвал ульяновское нашествие «зелёных фигур» совершенным идиотизмом и низкопробным вкусом. «Принципы ландшафтной архитектуры уже проверены тысячелетиями. Зачем же опускаться до этого? – спросил он. – Возьмите в пример дворцы Санкт-Петербурга!». Правильно сказал гость Ульяновска, глядя на это бедствие: «Может, лучше для начала газоны травой засеять да подстригать вовремя? А вместо чудовища из цветочков – посадить красивое дерево. Оно и денег не требует, и уход за ним минимальный. Лучше, чем красота живой природы, всё равно ничего не придумать». Во время фестиваля молодёжи группа девушек с грустными лицами задержалась на эспланаде около «розария дружбы молодежи ПФО». Они не знали, что он так называется, а потому осторожно спросили меня, указывая на чёрные таблички с названиями регионов и черно-золотистыми металлическими розами над ними: «А кто здесь похоронен?». А когда-то здесь были просто многочисленные красивые живые цветы, радующие глаз. Когда-то, несмотря на особенности советского времени, эспланада, ведущая к мемцентру, была продумана известными ландшафтными дизайнерами. И не требовала более ничего. Любая дополнительная деталь ломала с таким трудом сложенную гармонию. Но кто-то предложил снести очаровательный сквер за домом Языковых и поставить там жуткое здание в стиле новомодных супермаркетов. И это всерьёз обсуждалось уважаемыми людьми, несмотря на протесты краеведов и художников. И до сих пор намерения не оставлены, хотя предложение ульяновских художников и литературоведов создать там сквер поэзии со скульптурами наших великих поэтов отметалось изначально.
Вряд ли четыре десятилетия назад ландшафтные дизайнеры могли подумать, что тонкое единство формы и цвета так грубо нарушит ярко-бело-сине-красная огромная Доска почёта. Наверное, самим почётным гражданам не очень приятно разрушать своим видом гармонию голубых елей и ажурных ветвей Карамзинского сквера. «Это страшно», – произнес, глядя на Доску почёта, журналист журнала «Шпигель», которого я сопровождал на прошлой неделе по ленинским местам и который еще секунду назад восхищался безбрежной Волгой, вечной Клио, сохранившейся исторической архитектурой.
И не должен стоять на эспланаде памятник Гимову. Автор памятника Евгений Лукин, приезжавший в этом году в Ульяновск, сам сказал, что место монументу не здесь. Когда создавалась скульптура, предполагалось её поставить около Дома Советов, где она гармонично смотрелась бы на фоне большого здания. Но не здесь, среди голубых елей. И не на таком постаменте, нарушающем все пропорции, к тому же провинциально покрашенном масляной краской.
Оттого, наверное, и считают «уважаемые местные предприниматели-застройщики», что пришло время новых вкусов, что можно разрушить историческое здание и, сохранив лишь одну стену, выстроить там многоэтажный супермаркет.
Не по тем же ли причинам, в угоду кому-то, обезображен залысинами склон Венца, отданный без требуемых согласований «Ленинским горкам», в то время как в Ульяновске – единственном, наверное, из областных центров, стоящих на Волге, – до сих пор нет своей набережной. Вместо неё лодочная станция и помойка с бараком.
Из той же сферы приукрашивания – устроенный мэрией «Праздник света», в то время как дворы, тротуары и улицы города погружены в кромешную тьму.
Гармония, о которой говорят художники, это всегда единство мысли, чувства, формы и содержания. Но приукрашивание, оторванное от вкуса, эстетики и здравого смысла, – дурной вкус, все эти словно картонные «лодочки-клумбы», памятник строителям, напоминающий сгоревшую избу, – всё это воспитывает дурной вкус и ведет к непоправимым последствиям.
И причина, и следствие всего этого – молчание ягнят. На самом деле у нас много талантливых художников, архитекторов. Кто-то из них обязательно будет отмечен на открывшемся в Москве Международном фестивале. Талантов много даже среди тех, кто лепит примитивные коробки на вкус заказчиков. «Что поделать – им приходится работать по принципу «что изволите», – сказал известный ульяновский художник. И тут же попросил не называть его имени. Это страшно: уважаемые художники, архитекторы говорили обо всём том, что я рассказал выше, но потом звонили и просили ни в коем случае на них не ссылаться.
И самообман продолжается. «Ах, какой красивый город! Ах, он признан лучшим!». И только (нынче уже бывший) министр Яковлев, проехав по городу, вдруг как тот ребенок в сказке Андерсена, сказал о том, что в реальности Ульяновск-то, оказывается, выглядит на самом деле страшновато.
«Архитектурный облик населённых пунктов – это наглядный показатель уровня развития региона, – сказал недавно губернатор Сергей Морозов, поздравляя архитекторов с их профессиональным праздником. – За последние годы вместе с дальнейшим подъемом экономики, ростом благосостояния жителей нашего региона заметно улучшается и внешний вид городов и сел Ульяновской области. …Регион год от года становится всё комфортнее, ярче, разнообразней. А, значит, и жить в нем становится также уютнее и интереснее».