В среду на прошлой неделе депутаты городской думы утвердили (в первом чтении) бюджет города на 2008 год. И хотя общий его объем заметно увеличился по сравнению с прошлым годом, этот финансовый документ, а точнее закон, по которому всем нам предстоит жить в будущем году, вызывает немало вопросов.

Первоначально внесенный мэрией на рассмотрение Думы проект бюджета был подвергнут анализу счетно-контрольной палаты городского парламента (далее – СКП). Свое заключение по статьям бюджета сделало и Управление Думы по работе с комитетами. Естественно, что были внесены предложения по увеличению доходной части бюджета. Чиновники мэрии их рассмотрели и внесли в проект изменения. Доходная часть была увеличена на 240 миллионов рублей. Но вместе с этим возросли и расходы. Настолько, что превысили доходы городской казны на 190 миллионов. То есть бюджет снова запланирован с дефицитом, а это значит, что целый ряд его расходных статей не будет финансово обеспеченным. Какие именно расходы городу придется в 2008 году урезать, предполагать не беремся, но недофинансированными могут оказаться далеко не второстепенные статьи.

Между тем, даже не будучи специалистом по финансовой части, можно утверждать, что бюджет будущего года вполне мог (впервые!) быть профицитным, то есть его доходы могли превышать расходную часть. И для этого вовсе не обязательно изучать всю его доходную часть, все источники поступления средств в городскую казну. Достаточно внимательно вчитаться в строки заключения, сделанного специалистами СКП в результате анализа доходной части проекта бюджета-2008.

В сопроводительной записке мэрии при направлении главного финансового документа города на рассмотрение Думы сказано, что предложения СКП в уточненном проекте учтены. Но в полной ли мере?

Выше мы уже сказали, что доходная часть бюджета при уточнении была увеличена на 240 миллионов рублей. Указанная сумма складывается:

– из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) -115 млн. руб.,

– налога на имущество физических лиц – 2 млн. руб.,

– доходов от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности – 20 млн. руб.,

– доходов от продажи материальных и нематериальных активов – 119,2 млн. руб.,

– штрафных санкций – 3 млн. руб.

Одновременно с этим мэрия снизила и размер дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам на 19,2 миллиона рублей.

Теперь давайте посмотрим, что предлагала городским чиновникам СКП.

НДФЛ. Аудиторы СКП выяснили, что в 2006 и 2007 годах прирост по этому налогу составлял и ожидается на уровне 28%. В прогнозе же социально-экономического развития на год текущий эта тенденция отражения не нашла, и прирост НДФЛ утвержден в пределах 17,7%. А на 2008 год он запланирован и того ниже – 15,7%. И поэтому, как следует из анализа СКП, «представляется возможным рассмотреть вопрос об увеличении данного налога как минимум на 35 млн. руб.». А как максимум – на 225,2! Чиновники, как видим, выбрали «золотую середину» и заложили в бюджет 115 миллионов. Разница запланированных доходов с доходами максимально возможными составляет 110 миллионов рублей.

Доходы от перечисления части прибылей МУПов. В 2006 году они составили 8,156 миллиона рублей и превысили показатель года предыдущего аж на 167%! А вот в 2007-м упали уже более чем наполовину. И на будущий год запланировано дальнейшее снижение суммы «МУПовских отчислений» – еще на 22%. Однако специалисты СКП считают, что эти показатели требуют пояснений и корректировки в сторону увеличения. Равно как поступления в бюджет от штрафов, санкций и возмещения ущерба. Прирост, по их мнению, мог бы составить около 11 миллионов рублей.

Смотрим, как среагировали на это чиновники. Они добавили в доходную часть только 3 миллиона рублей, да и то только за счет штрафных санкций. О прибыли же муниципальных предприятий – ни единого словечка, ни одной циферки, словно все МУПы Ульяновска как один убыточны! Тем не менее вычитаем из 11 3 и получаем еще 8 миллионов рублей, не нашедших отражения в доходной части бюджета-2008.

Доходы от продажи муниципального недвижимого имущества. Согласно проекту программы приватизации на 2008 год, доходы от продажи муниципального имущества общей площадью 24 693,52 квадратных метра были определены в сумме 330 миллионов рублей (из расчета 13,36 тысячи за один квадратный метр). СКП считает, что доходы от продажи недвижимости сильно занижены, поскольку по результатам торгов, прошедших только в первом полугодии текущего года, стоимость одного квадратного метра муниципального недвижимого имущества составила 22,8 тысячи рублей. И исходя из этой цены можно предположить, что доходы от продажи городского имущества могут составить в 2008 году не ниже 595,5 миллиона рублей.

Заметьте, не ниже! Но корректируя проект бюджета с учетом предложений СКП, чиновники добавили к уже заложенным 330 только 119,2 миллиона рублей, подняв тем самым планку планируемых от продаж доходов до 449,2 миллионов. А где еще 146,3 миллиона?

Сложив выделенные в тексте числа, мы получим сумму, намного превышающую запланированный дефицит бюджета. А именно 264,3 миллиона рублей. Выходит, что более четверти миллиарда рублей дохода городские чиновники оставили, что называется, в уме? Зачем?

Ну затем, наверное, чтобы не слишком утруждать себя работой в будущем году – поступления в бюджет, всяческие отчисления и налоги со штрафами, их ведь контролировать надо, должников теребить, работу тех же МУПов организовывать так, чтобы не жили они пиявками на бюджетном теле города, а приносили в казну прибыль. А так – покой дорогой, как говорится! Что-то ведь из 264 неучтенных «лимонов» в казну поступит, и, значит, можно будет с гордостью рапортовать о большой работе, проделанной для того, чтобы доходы бюджета увеличить.

Но, сдается, есть и еще одна причина, по которой без дефицита не обойтись. В решении городской думы сказано, что дефицит бюджета запланирован без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (в том числе и из областного бюджета). А объем этот составляет ни много ни мало один миллиард 373 миллиона и 823,6 тысячи рублей – почти четвертую часть от всех городских доходов! Может ли город претендовать на безвозмездную помощь в таких размерах, определи он себе бюджет с профицитом? Думается, что нет – подают у нас только бедным. А те, у кого все хорошо, становятся дойными коровами, то бишь бюджетными донорами. Вот и прикинулись авторы бюджета-2008 малоимущими – зачем работать в поте лица, если и область, и федеральный центр подадут на бедность в пять раз больше того, что можно получить трудом праведным?