Впервые в судебной практике России за сломанный нос четвероклассника ответит образовательное учреждение
ЧП произошло в ульяновской гимназии № 3, которая, кстати, считается одной из лучших в городе. (В ней, например, учится дочка губернатора Даша). В начальных классах закончились уроки. Одни ребята отправились домой, другие остались на продленку. Ученик 4 «б» Святослав остался в классе. Он сидел рядом со своим другом Славой из 4 «а». Мальчишки обменивались играми с сотовых телефонов. В этот момент в класс вошли братья-близнецы из параллельного класса Андрей и Леонид*. Недолго думая, Андрей схватил телефон из рук Святослава и потребовал отдать ему еще и игры. А когда тот не согласился, толкнул Святослава в плечо, пнул его ногой, потом замахнулся на мальчика.
В тот момент в классе было две учительницы. Одна сидела за своим столом, окруженная детьми, и не видела происходящего. А другая – воспитательница продленки Елена Евгеньевна стояла у доски в двух шагах от мальчишек. Она схватила Андрея за правую руку и попросила его выйти из класса, так как он не ходил на продленку. Однако четвероклассник не послушался. Мало того, он со всего размаху два раза ударил Святослава кулаком в лицо. Раздался хруст костей. 10-летний Святослав рухнул на парту истекая кровью и потерял сознание.
– Когда мне неожиданно позвонили из школы, я была дома с грудным ребенком, – рассказывает мама Святослава Светлана Александровна. – Учительница сказала, что у сына разбит нос и поврежден глаз, его увезли на «скорой» в областную детскую больницу. От такой новости я была просто в шоке! Подумала, неужели Святослав затеял драку…
Мама помчалась в больницу.
– Я ребенка своего не узнала, – продолжает Светлана, – он сидел в приемном отделении с заплывшим глазом и раздробленной переносицей. Я плакала от бессилия. А Святослав еще боялся, что буду его ругать.
Мальчику сделали операцию, неделю он провел в больнице. Свой одиннадцатый день рождения он встретил со сломанным носом.
– Сынок очень тяжело отходил от наркоза, бредил, – вспоминает мама, – Трое суток задыхался, носом совсем не дышал. И после выхода из больницы месяц пробыл дома.
Чтобы восстановить справедливость, Светлана подала иск на родителей Андрея в Ленинский суд. Однако судья привлекла к ответу гимназию № 3, управление образования мэрии, администрацию Ульяновска и финансовое управление мэрии. Решение – взыскать в пользу Светланы 25 тысяч рублей… с гимназии № 3! В России это первый случай.
Ответчики это решение оспорили через областной суд. Но и он оставил все без изменений. Решение вступило в законную силу. Кстати, если гимназия не найдет средств, то 25 тысяч рублей семье выплатит финансовое управление мэрии.
– Конечно, я с этим не согласна, – говорит мама Святослава. – Не гимназия виновата, а семья, воспитание ребенка. Обидчик моего сына остался безнаказанным. А, значит, этот мальчик будет считать, что ему все дозволено. Любой ребенок извинился бы за свое поведение, а Андрей и ухом не повел.
Кстати, Андрей – сын одного из ульяновских депутатов. Возможно, поэтому его сын неприкосновенной. Хотя мальчик прослыл в школе довольно агрессивным. Одноклассники частенько жаловались на то, что он отнимал у них шоколадки, жвачки и пр.
Между прочим, через месяц после школьного ЧП, комиссия по делам несовершеннолетних Ленинского района выписала отцу Андрея штраф за плохое воспитание сына – один МРОТ (2300 рублей).
– Мы собирались после начальной школы в кадетский корпус, – продолжает Светлана, – А после ЧП и вовсе сомнений не осталось. Я бы побоялась отправлять своего ребенка в гимназию, зная о безнаказанности обидчика.
Сейчас Святослав учится в Карсунской кадетской школе. И о трагедии старается не вспоминать.
*По этическим соображениям имена обидчика изменены
Звонок в гимназию
Директор гимназии № 3 Вера Хренкова:
– Мы с решением суда не согласны. Если бы дети в момент драки остались в классе без присмотра учителей, то, конечно, были б виноваты. А в данной ситуации, что могла сделать учительница?! Она попыталась остановить мальчика, попросила его покинуть класс, так как он не ходил в продленку, а, значит, не мог находиться там. Ну не могла же она применить силу к ребенку! Сейчас мы решаем, что делать дальше. Возможно, будем обращаться в высшую инстанцию.