30 лет назад Сережа и Саша Ксенофонтовы смастерили самодельную вертушку и умудрились на ней взлететь

Крутое пике

на самодельном вертолете совершили 30 лет назад Сережа и Саша Ксенофонтовы из села Кузоватово.

Инициатором создания геликоптера стал 16-летний Сергей. Мальчишка с раннего детства тянулся к технике и из ничего мог сотворить что-то.

– Сначала велосипеды собирал, – вспоминает он, – потом мопеды.

Но ездить хотелось побыстрее, а из мопеда много не выжмешь. И тогда Серега нашел движок от трехскоростного мотоцикла-козлика и приладил его на раму двухскоростной «Риги».

– Это чтобы милиция не останавливала, – поясняет он. – На мопед права-то не нужны. Я как увижу гаишников, скорость сбавляю. Те глянут – мопед. Ну, и ладно.

Когда милиционеров в поле зрения не было, Сергей шиковал. Мотор от мотоцикла легкую мопедную раму почти не чувствовал. Чуть газанешь – летит!

– Вот только спидометр не работал, – смеется Сергей. – Не знаю, с какой скоростью летал, но всех мотоциклистов догонял и перегонял.

Мотоциклисты при виде наглого «жука» шалели, подстегивали своих железных коней, но догнать мальчишку не удавалось никому.

Кино

Как аппетит приходит во время еды, так и Сергею – мотоциклы надоели и потянуло на большее. Может быть, собрал бы он в скором времени трактор. Может быть машину. Но тут по телевизору показали кино, в котором главный герой сделал вертолет с ножным приводом. Сделать-то сделал, а взлететь не сумел. И тогда 17-летний Сережа сказал 12-летнему Сашке:

– Мы соберем свой вертолет. И полетим.

Мальчишки втихую занялись строительством. Какие уж там чертежи рисовал Сергей, история умалчивает. Но дело двигалось. В качестве двигателя использовали двухцилиндровый мотор от компрессорной станции. Обороты для пропеллера увеличили с помощью редуктора. Каркас кабины и хвост сконструировали из железных уголков, которые обшили фанерой. Колеса приладили два от велосипеда, а третье – маленькое – от детской коляски. Лобовое стекло решили не ставить.

– Сначала хотели посмотреть, с какой скоростью полетим, – поясняет Сергей. – Может, мол, вообще никакого стекла не понадобится.

Цыгане

Недостающее железо братья воровали… у цыган.

– Они у нас в селе металлолом принимали, – говорит конструктор-самоучка. – Мы днем разглядывали, что нам нужно, а ночью потихоньку таскали.

Дольше всего мальчишки ломали голову над тем, из чего делать пропеллер. И неожиданно у тех же цыган в куче лома увидели настоящий! От настоящего самолета! Метра три в диаметре. Этой же ночью пропеллер перекочевал на зады дома Ксенофонтовых.

Секрет

Цыгане не сразу заметили пропажу. Братьям до самого конца удалось сохранить в тайне свое изобретение. Никто в селе даже не догадывался, чем занимаются мальчишки на задворках своего дома. О том, что Серега постоянно что-то мастерит, знали все. Поэтому сельский сварщик не удивлялся, когда тот приходил и просил приварить одну железяку к другой.

Полет

Поэтому никто не придал значения тому, что за огородом Ксенофонтовых вдруг заработал движок.

А Серега с Сашкой, сидя в тесной кабинке, переглянулись и, кивнув друг другу, повернули рычаг сцепления мотора с пропеллером.

И чудо-вертолет начал подниматься.

– Ура!!! Летим!!! – закричали ошалевшие мальчишки. А геликоптер все поднимался и поднимался. Вперед лететь не хотел, зато вращался вокруг своей оси.

– Это потому что мы на хвосте пропеллер не поставили, – анализирует свои ошибки 30 лет спустя главный конструктор.

Пике

В какой-то момент мальчишки заметили, что тополь, высота которого метров тридцать уже находится под ними… И испугались – сколько же можно подниматься!

– Глуши, Серега, – закричал Сашка. – Глуши!

Серега заглушил, и вертолетик отчаянно замотало по спирали, унося вниз. Хлипкая техника рухнула прямо посреди огорода. Чужого.

– Всю картошку помяли, – не сдерживает смеха Сергей. – Сами исцарапались. Сашка ногу тогда сильно поранил.

Топор

Через несколько минут на месте крушения было все село. А раньше всех к дуре, которая едва не угробила сынов, подоспел отец пилотов. С топором. Несмотря на мольбы мальчишек, Евгений Осипович безжалостно изрубил их изобретение, а потом всыпал обоим так, что запомнилось надолго.

Мастер

Но отбить тягу Сергея к железкам у отца не получилось.

– Если бы было смелости побольше и времени, – говорит уже взрослый, но такой же неугомонный Сергей, – еще раз собрал бы что-нибудь такое. Летать, знаете, как здорово! Даже сейчас, увидишь что-нибудь, думаешь: «Завтра делать начну!». А времени не хватает. И азарт, видимо, не тот уже.

Тем не менее, дома у Сергея стоит самодельный трактор. Типа нашего Т-24. «Топ-топ» временно не работает. Потому что двигатель на нем импортный, болгарский. Кольца на поршни приходится делать самому. Они быстро изнашиваются. Вот и сейчас – надо делать поршневую, а времени не хватает. Тем более, устроился на новую работу – трактористом на частную пилораму.

– Меня хозяин давно сюда зазывал, – говорит Сергей. – А я же в леспромхозе работал, как уйдешь? Когда там все порушилось, уволился. Так он в полночь явился: «Пойдем ко мне работать!». Я уже ему чешский трактор восстановил. Запчастей нет – придумал, как советские детали навесить. Сейчас на нем в лесу работают.