Буйной фантазией, неожиданными образами и удачным использованием бросовых материалов удивил ульяновский художник Николай Маврин. Его персональная выставка открылась 18 октября в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска».

Добротные живописные работы разных периодов, начиная со студенческих, позволяют говорить о Маврине как о мастере салонной картины и экспериментаторе в стилях и цвете. Однако более впечатлили его опыты в создании арт-объектов.

Старое и новое дерево, отслужившие свой век железяки, склянки, разная утварь и другое, чему, по разумению обычного человека, место на свалке, служат для него материалом для создания художественных образов в стиле, который условно можно определить как техно-фольклорно-экологический.

Сочиняя своих «героев», скульптор относится к одним иронично, к другим – с юмором, а в целом – достаточно тепло. Они оживают в его руках и начинают жить собственной жизнью, сложной и неоднозначной. Заключенные в них смысловые загадки провоцируют зрителя пошевелить мозгами, пофантазировать, то есть включиться в игру, затеянную автором. Сам он играет с азартом и признается, что его весьма увлекает сложный процесс соединения разнородных предметов в законченный образ. К слову сказать, материалы для этого Николай находит во дворе своего дачного деревенского дома и вокруг него в селе Сара Сурскго района. Там все, что ему надо, валяется прямо под ногами.

Одним из первых арт-объектов Маврина стала «Мудрая рыба». На выставке она хитро наблюдает за публикой с витрины, распустив почти павлиний хвост из видавшего лучшие времена деревянного гребня для расчесывания шерсти и льна. Откровенно говоря, морда у рыбы глуповата, но, возможно, в том и состоит старая крестьянская мудрость: вовремя прикинуться не тем, кто ты есть на самом деле…

Часто форма диктует художнику, какой должна быть «начинка» образа. К стремительной и нагловатой «Щуке» приделан курок: чем она не ружье, легко поражающее добычу?.. А глупого «Петушка» без труда можно разобрать на посуду и столовые приборы, необходимые для приготовления и употребления супа из курятины.

В последнее время скульптор увлекся созданием существ, напоминающих киборгов, из металлического утиль-сырья. «Мутант» с туловищем из канализационной трубы, с мордой из чугунка и гребнем из пилы – своеобразное пророчество художника в отношении экологического будущего Земли. Об этом же напоминает целая семейка техно-членистоногих во главе с раком-парикмахером с устрашающими клешнями из машинок для стрижки и завивки волос: ну просто фантом из кошмарного сна впечатлительной гламурной дамы!..

Неизбывной российской «козлиной» теме посвящена целая композиция. Козлищу с чванливо задранной вверх мордой, увенчанной рогами из серпов, поклоняются двое соплеменников – ситуация,

знакомая с библейских времен. Интересно, что поводом для создания этой троицы стала находка Мавриным у себя на даче берестяных коробов разных размеров. Он превратил их в козлиные туловища, для шеи способил дверные петли и обручи от бочек. Оставалось только вырезать из дерева подходящие по стилю головы.

Нужно отметить, что поиски художником собственного пути в искусстве уже начинают оценивать серьезные специалисты. В 2005 и 2006 годах Маврин стал дипломантом выставок декоративно-прикладной скульптуры в Москве. Совсем недавно одну из его работ приобрел Ульяновский областной художественный музей. В следующем году ожидается его персональная выставка в Ульяновском музее современного изобразительного искусства имени А. Пластова.

НАША СПРАВКА

Николай Маврин родился в 1960 году в городе Кувандык Оренбургской области. В 1985 году окончил , Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого. С этого времени участвует в областных, региональных, российских выставках. С 1993 года – член Союза художников России. Созданием арт-объектов занимается с 2004 года.