Юрий Копылов (на снимке) не любит репетировать за столом. Говорит: «Это мучение для меня. Я спешу выйти на сцену». В результате появились «Медея».
«Ричард II», «Монархи», «Чайка», «Тартюф».
«Гамлет», «Иванов», «Дьявол и Господь Бог».
«Обрыв», «Павел I»… Уже 20 лет ульяновские театралы привыкли связывать открытия.
что происходят в театре драмы, с именем его художественного руководителя. По-видимому, заметно это было не только в Ульяновске. Копылову присвоили звание народного артиста, он стал лауреатом Госпремии, получил престижную театральную премию имени Станиславского «за строительство театра», Пушкинскую премию. 2 ноября Юрию Семеновичу исполняется 65 лет. В то время как театр находится в состоянии длительного сериала под названием «ремонт», дату решили отметить на малой сцене. Это будет что-то похожее на программу телеканала «Культура» «Линия жизни». Копылова волнуют провокационные вопросы. Не в том смысле, что он их боится, напротив, ждет, как режиссер понимает, что без них невозможно действие. Вообще изначально «линия жизни» вовсе не вела Юрия Копылова к театру. Он любил футбол. Даже играл в юношеской команде Донецкого «Шахтера». Первый раз на вступительных экзаменах в театральное училище провалился. Пошел в ПТУ.
год проработал на заводе токаремуниверсалом. Потом все-таки поступил на актерское отделение. Служил в армии. После Ленинградского ЛГИТМиКа стажировался у легендарного Георгия Товстоногова в БДТ. Актером Копылов ездил по стране, на Даманском видел китайский бунт. Первый свой театр режиссер Юрий Копылов получил в Орле. За время работы в Ульяновске поставил примерно 80 спектаклей, а с теми, которые помогал делать, так и все 100. – За два десятилетия я попробовал много вещей, говорит Юрий Семенович. – Если спросить, какие спектакли случились удачными, это порядка десяти-пятнадцати. Да и достаточно. Может, получилось не все.
что хотелось бы. Потому что есть обстоятельства. Есть нежелание помогать. Есть равнодушие. Иногда проигрывал. Но я жив. «Жив» для Копылова – значит.
ставит новый спектакль. Шекспировского «Короля Лира». – Это будет спектакль о быстротекущем времени. Лир вначале приходит в эту историю внутренне молодым, и мы видим, как он стареет. Это психологический возраст. Генеральная идея спектакля – трагедия мироощущения. Когда человек входит в мир как ребенок, осознавая: мир – это я; я – король; король – это я. Король – это предназначение, поэтому все должны относиться ко мне с любовью, уважением. Иначе быть не может. А в конце он снова возвращается к состоянию «как ребенок», 80-летний ребенок. Он уходит из жизни сознательно. Можно сказать, что его мир убили. Он почувствовал себя здесь лишним. Еще одна тема, как одно поколение волной накрывает другое. И с этим связаны очень кровавые вещи, как бы мы ни любили друг друга. От легкого удивления до борьбы со своей природой.
до безумия, когда человек перестает понимать что-либо вообще. И возвращается жизнь с пониманием: ты есть то, что тебя любят. Вот об этом примерно будет спектакль. Но это длинная история. – А Вы себя на какой возраст чувствуете?
– По-разному. Когда забываюсь на репетиции, кажется, лет 35-40. После спектакля это ощущение проходит. Я сижу дома у телевизора.
щелкаю каналами. На меня телевиденье не влияет, я так расслабляюсь.
что-то придумываю, что-то записываю для себя. Компьютером не пользуюсь, он мне не интересен. – Когда зрители увидят Вашего «Лира»?
– Скорее всего, в марте. Если будет, как сказал губернатор, в начале декабря ремонт закончится полностью. В середине декабря запланирован Всероссийский Гончаровский фестиваль. Потом будет Новый год с елкой и сказкой для детей. В середине февраля покажем премьеру спектакля «Шум за сценой», прогон которого уже состоялся на публике. Евгений Редюк ставит французскую комедию «Ночной переполох». Наверное.
«Король Лир» появится на публике в середине марта. Я думаю о том, чтобы дать Кларине Шадько, что называется, судьбоносную роль. Речь идет о «Прощании с Матерой» по повести Валентина Распутина. Ожидается годовщина у Ирины Янко, тут тоже надо что-то придумать. Может быть, «Лес» Островского. Недавно с международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера» наши народные артисты Зоя Самсонова и Борис Александров привезли премии «За лучшие роли», молодая Оксана Романова отмечена специальным призом Союза театральных деятелей «Надежда Союза», показывали спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» и подтвердили статус «лучшей театральной труппы России». Хорошо на малой сцене поставить водевиль: у Валентина Катаева есть занимательная пьеса на четверых «Квадратура круга». Как переплелись две молодые пары, очень забавно, все это в духе того времени, в белых майках, фуражках, со степом, лихо. Борис Александров репетирует замечательную пьесу «Последняя лента Краппа» Самюэля Беккета, это моноспектакль, в котором человек дошел до такой степени одиночества, что разговаривает только с магнитофоном. Надо доделать для малой сцены спектакль по Бернарду Шоу «Смуглая леди сонетов» к шекспировской ретроспективе. Публика охотно ходит на малую сцену. Если на большой зрелище видится издалека, то тут становишься почти соучастником действия. Наверное, это притягивает. Я хотел бы так думать. – А для власти Вы ничего не хотите поставить?
– Я думаю, мог бы «Ревизора». Забавно можно это сделать. Хотя мне ближе «Горе от ума». Там больше романтики, чем гоголевской жестокости. Я бы поставил. Но как вспомню.
что в Москве классику посмотрят десять раз, и потом идут дети классами. А у нас и три-пять раз посмотрят, и учителя поведут по разнарядке своих учеников… Хотят не хотят они в театр – их не спрашивают. Не для этого делается спектакль. Мороки, мучений, душевных сил идет очень много. Посмотрим, время покажет.