Обучение не заканчивается школьной или вузовской скамьей, оно продолжается и на рабочих местах. При многих крупных организациях есть учебные центры, в которых обучают сотрудников. Кроме того, пользуются популярностью сборные тренинги для руководящего персонала, желающего повысить свой уровень мастерства по конкретной теме. Прокомментировать ситуацию обучения в бизнес-среде мы попросили автора и ведущего тренинговых программ Резника А. И.
Резник Александр Иванович -доцент кафедры психологии УлГПУ, кандидат психологических наук, преподаватель Президентской программы переподготовки руководящих кадров, руководил кампанией по формированию электоральных предпочтений избирателей в период Президентских выборов 1996 и 2000 годов, автор и ведущий бизнес-тренингов во многих городах России: Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и др.
– Александр Иванович, какие тренинговые программы предлагаете лично вы?
– У меня несколько направлений работы в этой сфере, они продиктованы требованиями рынка. Начиналось все с психологии продаж. Потом появились переговоры и технологии влияния. С помощью этих приемов можно заставить человека сделать то, что выгодно вам и чего он сам, возможно, не желает. Мы можем заинтересовать, манипулировать, применить разные стратегии и добиться в конечном счете того, на что мы рассчитываем. В последнее время большой популярностью пользуются тренинги управления организацией или подразделением фирмы.
– Сейчас ульяновские и приезжие тренеры ведут тему переговоров и коммуникаций. Чем отличаются ваши программы от конкурентов?
– Не стоит употреблять здесь слово «конкуренты». На этом рынке конкуренция не такая жесткая, обычно тренер к тренеру относится, как к коллеге. Мои программы, пожалуй, отличаются большой информативностью. Все зависит от потребностей человека. Можно спустить весь тренинг на играх, но не факт, что люди приобретут навыки и начнут их применять, ибо нужно систематизировать и обобщать.
Вторая особенность моих программ – системная информация. Можно брать какую-то частную сторону темы и развивать только ее, это требует меньше времени, и больше внимания уделяется практическим моментам. Например, взять тему мотивации и этим ограничиться. Я могу пойти по этому пути, но предпочитаю давать информацию комплексно. На мой взгляд, мотивацию не очень правильно раскрывать в отрыве от такой функции, как контроль. Это конкурентоспособная особенность.
– Где вы обычно проводите тренинги?
– Существуют сборные и корпоративные тренинги. По сборным тренингам я работаю преимущественно с такими городами, как Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород и др. Могу назвать некоторые компании, например, Останкинский молочный комбинат, ВимБильДан, Микояновский мясокомбинат и др. При этом не оставляю без внимания свой город, работаю с бизнес-сообществом, но на уровне Президентской программы, курсов MBI, или структурами, с которыми давно сотрудничаю: с УАЗом, Росгосстрахом и некоторыми сетями магазинов. Сейчас при педагогическом университете создан проект «Школа тренеров», куда меня пригласили провести сборные тренинги.
– Мы знаем, что в ноябре вы будете проводить сборный тренинг на базе педагогического университета по теме переговоров. Что интересного в этой теме?
– Программа обучает приемам тактики переговоров и их применению, в ней даны разнообразные стратегии. Всего их 4: взаимовыгодное решение, уход, уступки, выигрыш. Друг без друга не мыслимы последние две. В выигрыше несколько тактик: обобщения, торга, давления, там есть особые приемы. А альтернатива -стратегия Фишера взаимовыгодного решения. Ее разработали
американцы, так называемая гарвардская методика проведения переговоров, но теперь некоторые признают, что она не всегда возможна.
– Для кого ваши тренинги?
– Заинтересованы в тренингах многие, но платить могут в основном бизнесмены, поэтому рынок опирается чаще на бизнес-среду. К переговорам я вышел случайно. Позвонил партнер, пожаловался, что при переговорах его «обувают», определяя цены. Доработал для Екатеринбурга эту программу, и она до сих пор остается востребованной. Потом появились заказы на тренинги по управлению рестораном и магазинами.