В Совете Федерации готовят законопроект о государственной региональной политике и утверждают, что в ближайшие годы субъекты РФ станут локомотивами российской экономики.
– «Отвечать» – значит, учесть как минимум 86 мнений, по числу субъектов Федерации. Ваша группа готова взять на себя такую ответственность?
– Ответственность высокая. Особенно если иметь в виду контрасты. К примеру, разрыв по объему промышленного производства на душу населения между регионами России только за пятилетку с 2000го по 2005 годы вырос с 64 до 281 раза. Функция Центра – выравнивать перекосы, но как поступить с недовольством «доноров», которых осталось фактически десять? В январе-июне 2007 года Москва, Петербург, Московская, Самарская, Свердловская области, Красноярский край, республики Башкортостан и Татарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа собрали 64,74 % всех налогов и сборов консолидированного бюджета страны. После вольницы 90-х наведен порядок в управлении, накоплены средства, настала пора развития. И для этого нужна внятная региональная политика.
– Отчего бы не воспользоваться опытом «прежней страны»?
– Тогда она рассматривалась как производственная площадка, на которой размещались производительные силы. Развивались не области, а отрасли. Да и сегодня отношения центра и регионов сводятся к регулированию в разрезе ведомств. А президент ставит во главу угла устойчивое развитие территорий.
– Почему закон разрабатывает не правительство, не Госдума, а ваш комитет?
– Совет Федерации – «палата регионов», которая отражает территориальное устройство страны: нет партийных фракций, а есть по два представителя от каждого субъекта РФ. Это равенство приближает к объективности.
– А в чем суть самого закона?
– Проект очень интересный, что подтвердили парламентские слушания 25 октября. С докладами о состоянии государственной региональной политики выступили председатель СФ Сергей Миронов и новый министр регионального развития Дмитрий Козак… Кстати, вы обратили внимание на критерии, по которым администрация президента начала оценивать работу субъектов и губернаторов? Это – одна из конкретных составляющих нашего закона.
Система из 43 показателей даст достоверную картину перемен. А это поможет избежать произвольности в выборе «точек роста». Будут выработаны социальные стандарты. Уровень поддержки регионов начнет основываться не на усилении зависимости от центра, а на укреплении областной доходной базы.
– Президент передал функции госзаказчика федеральных целевых программ и Инвестиционный фонд Министерству регионального развития. Для чего?
– Глава государства принимает комплексные меры. И ставит задачу: совершить прорыв в экономике не за счет сырьевого сектора, а за счет разнообразного потенциала регионов.
– На парламентских слушаниях Козак заявил, что считает необходимым передать в регионы максимальное количество полномочий. Но без денег все полномочия – ничто.
– Наш проект как раз определяет меру ответственности центра и регионов за развитие России. Закон закрепит систему мероприятий, приоритеты, принципы, установит механизмы согласования интересов, взаимные гарантии и так далее. Расходы на региональную политику должны войти в федеральный бюджет отдельной строкой. Нужна четкая схема взаимоотношений центра, регионов и муниципалитетов. Но, кроме «вертикали», необходимы горизонтальные связи.
Между отдельными регионами они крайне слабы. Хотя крупные инвестиционные проекты на территориях нескольких субъектов могли бы ускорить совместное развитие.
– И привести к слиянию областей…
– Без целесообразности об этом нет и речи. Кстати, полпред Александр Коновалов считает, что «после объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом в ПФО не осталось регионов, которым было бы необходимо объединяться».
– Смогут ли сами территории реально поучаствовать в «своей судьбе»?
– Мы ведем консультации и тщательно учитываем мнения с мест. Как только проект будет готов, он поступит на обсуждение областным законодателям и в Госдуму. Понятно, что нынешний ее состав не успеет его рассмотреть. Но сроки жесткие. После парламентских слушаний план такой: ноябрь – на доработку, а в декабре обратимся к президенту с просьбой, чтобы закон был внесен в Госдуму от имени главы государства.
– Опасаетесь, что без этого Госдума «не заметит» проект?
– Мы просто делаем все, чтобы фундаментальный региональный закон был принят до мартовских выборов.
– Так приказал Путин?
– Президент парламенту не приказывает.
– Просит «войти в положение страны…»?
– Он просто работает на страну. И у меня есть рабочее поручение главы государства: в соответствии с его указом я уже несколько лет участвую в работе Конгресса региональных и местных властей Европы. Этот опыт мне очень пригодился, в том числе для закона, ответственность за который сейчас возложена и на меня.