Днем – занятия с внуком: гимнастика, массаж, развивающие игры-книги, пятиразовое питание.

Ночью – слезы в подушку: от страха, что все напрасно, она не справится и бедный Илюшка так и останется, несмотря на все старания, с букетом болезней.

Утром – медитация: чтобы поправить нервы, чтобы отбросить все сомнения, чтобы появились силы идти вперед.

Вот уже пять лет у 56-летней Ольги Хритиной такой распорядок дня.

В последнее время ночных слез стало намного меньше. Потому что в, казалось бесконечной, борьбе за здоровье единственного внука, наконец-то наметился перелом.

Диагнозы

– Илья – долгожданный внук, – рассказывает Ольга Сергеевна. – Мы жили на Ямале, в городе Красноселькуп. – Дочь Татьяна и зять Роман поженились просто четыре года не заводили детей. Пока не получили профессии, пока не обустроили быт.

А когда речь пошла о родах, Хритина забеспокоилась.

– У Ромы в роду все дети рождались крупными, до пяти килограмм. А Таня хрупкая, метр шестьдесят росту. Разве ей богатыря самой родить? Попросила врача – сделайте плановое кесарево сечение. Меня и слушать не стали! Все нормально, беременность протекает замечательно…

Татьяна все-таки смогла родить сына на четыре с половиной килограмма. Но какой ценой! Из-за того, что свободно выйти мешали широкие плечи, у мальчика наступила гипоксия – кислородное голодание. Повредился шейный отдел позвоночника, а пуповина трижды обвила шею. Медики, которые изначально не послушались мудрую бабушку, предупредили: из-за осложнений при родах у ребенка могут быть умственная и физическая отсталость.

Работа

– Я девять месяцев переживала, – рассказывает Ольга Сергеевна. – У Илюши ручки-ножки скрюченные, шея в шине-воротнике, постоянно плачет. Таня по 12 раз за ночь вставала – то покормить, то успокоить… Какие тут нервы выдержат!

Однажды бабушка поняла – пора брать ситуацию в свои руки. Или скоро придется лечить не только внука, но и от жуткой депрессии дочь.

– Я объявила, что увольняюсь с работы, и буду заниматься Ильей, – вспоминает Ольга Сергеевна. – Дочь и зять были в шоке: уйти с моей должности! Я работала главбухом в отделе образования, в моем подчинении было 33 бухгалтера, 25 учреждений. Но я четко поняла – если не я, то никто ребенка не спасет.

Баба Яга

За дело Ольга Сергеевна взялась с железной волей: подъем в шесть, зарядка, пятиразовое питание (да чтобы все было свежее, с витаминами), массаж по системе.

– Я разговаривала с ним 24 часа в сутки! – рассказывает бабушка Оля. – Потому что как иначе интеллект ребенка не разовьешь. Книги читала кипами. Самый любимый персонаж у Илюши Баба Яга. Если в книге этот персонаж есть, зачитываем ее до дыр.

Усилия Ольги Сергеевны принесли свои плоды: в год мальчик, как и положено, ходил и разговаривал.

Единственное, что омрачало перспективы – сам Север. Где восемь месяцев стоит полярная ночь, когда светло лишь часа четыре в сутки. А все остальное время года – непрекращающийся полярный день.

Решение напрашивалось само собой – надо уезжать.

Федор

Поселились бабушка с внуком в Ульяновске – поближе к областным врачам.

– Смотрела на Илюшу и думала – что-то в нем не то. Сам весь растет, а ножки – от стопы до колена – не изменяются.

Прошли обследование, и оказалось, организм Илюши не усваивает кальций.

– Здесь даже моему оптимизму пришел конец, и я начала плакать, – вспоминает Ольга Сергеевна.

Но плакала сильная женщина ночами, когда никто не видит. А днем – все те же занятия, все то же усиленное правильное питание, которое теперь ко всему еще дополняли дорогущие препараты, содержащие кальций.

Казалось, они победили! В три года Илья был богатырем! Глядя на правильно сложенного мальчика, даже тренер по кик-боксингу не заподозрил каких-то страшных болезней и предложил бабушке отдать ребенка в секцию.

– А на нас новая напасть свалилась – аллергия! – всплескивает руками Хритина. – Вздохнет, а выдохнуть не может. На улице – тополя, загазованность от машин, бегаем с закрытым носом.

Илье сделали тест, и Ольга Сергеевна ахнула: среди аллергенов, вызывающих у внука удушье, были – грибок, который развивается на деревянных полах и шерсть кошек и собак.

– А у меня 15 лет жил кот Федор! Я его с Ямала с собой привезла. Умнющий, добрый, беспроблемный: в туалет ходил прямо в унитаз. А тут такое…

Конечно, из двух любимых существ бабушка выбрала внука.

А потом еще три месяца рыдала по ночам в подушку, вспоминая пушистого красавчика Федора…

Майна

От пуха и загазованности Хритина решила укрыться в деревне. Выбрала Майну – муж отсюда родом.

– Купила квартиру в центре, только жить-поживать стали, как пришла весна. Оказалось, что в Майне тоже есть тополя, – смеется Ольга Сергеевна. – Ну, что тут будешь делать! Опять переезд. Приглядела домик на самом краю поселка. Все бы хорошо, да только природного газа там не было. Соседей поспрашивала – одни говорили, вроде скоро подведут. Другие сомневались. Мол, власть как всегда обманет.

Хритина решила не ходить кругами и напрямую спросила у мэра Анатолия Тишина – стоит ли ей, надеясь на газ, покупать дом на кудыкиной горе?

– Я очень благодарна Анатолию Михайловичу. Он сказал: «Покупайте. Газ будет в этом году». И слово свое сдержал!

То ли воздух на окраине Майны в самом деле оказался целебным, то ли усилия бабушки и внука увенчались успехом, но болезни Илюшины отступили.

– Мы с июня дышим! – шепотом, чтобы не сглазить, радуется бабушка. – Даже детский садик ни разу не пропустили!