В последний день октября почти единогласно депутаты Городской Думы проголосовали за предложенный мэрией Ульяновска бюджет города. Такая конструктивная работа исполнительной и законодательной власти способствует более динамичному развитию Ульяновска.
Текущий год – второй год действия нового закона о местном самоуправлении, на основании которого значительно расширены компетенция и возможности местных органов власти. При этом повышена ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. Процесс укрепления экономических основ местного самоуправления отличается от управления государством, регионом, хозяйствующим объектом и в первую очередь зависит от финансовой базы муниципального образования.
Какие ресурсы имеются у города
К ним относятся возможности эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности, активизация участия предпринимательского сообщества и общественных организаций в жизни города. Для того, чтобы задействовать потенциальные возможности города, необходимы отношения городского сообщества, которые построены на принципах стратегического партнерства, а также создание эффективной системы управления приоритетными направлениями и программами, формирование у жителей отношения к городу как к своему дому, хозяйского подхода ко всему, что создано и создается вновь, восприятие городской среды как культурно-исторического наследия, которые следует сохранить и развивать.
Приоритетные направления социально-экономического развития города Ульяновска
В 2008 году приоритетными направлениями социально-экономического развития города Ульяновска являются:
– Повышение качества жизни горожан, создание эффективной, ориентированной на конечный результат социальной инфраструктуры путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, преодоления бедности и значительным повышением благосостояния широких слоев населения, эффективной демографической политики, снижение младенческой смертности от естественных причин.
– Улучшение инвестиционного климата, реализация инфраструктурных проектов, совершенствование системы взаимосвязи мэрии с крупными и средними предприятиями и организациями города, поддержка развития малого бизнеса.
– Повышение эффективности системы местного самоуправления.
Условием реализации приоритетных направлений социально-экономической политики является финансовая стабильность.
Бюджет по расходам
Бюджет города по расходам на 2008 год определен, исходя из объема доходной части, в сумме 5811,4 млн. рублей, из них за счет целевых средств областного бюджета в сумме 1373,8 млн. рублей. По сравнению с 2007 годом объем расходов увеличен на 1417,1 млн. руб.
При этом реальная потребность бюджета города составляет 9229,7 млн. рублей, т.е. обеспечена на 63%.
В полном объеме от потребности предусмотрены следующие расходы:
– на заработную плату работникам бюджетной сферы;
– начисления на заработную плату;
– на выплату компенсации за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам;
– на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений;
– на питание в детских дошкольных учреждениях;
– субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (при доле расходов гражданами в совокупном доходе семьи 10% и 15%);
– на реализацию муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2006 – 2010 гг.»;
– на реализацию муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства»;
– на пополнение книжного фонда библиотек;
– на новую сеть принимаемых детских садов и др.
В бюджете, исходя из возможностей доходной базы, предусмотрены следующие расходы:
– на реализацию муниципальной целевой “программы «Городские дороги»;
– субсидии МУЛ “Ульяновскэлектротранс”;
– на приобретение подвижного состава для . МУЛ «Ульяновскэлектротранс»;
– на «финансирование областной целевой программы (Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области);
– на реализацию генплана;
– на реализацию целевой муниципальной программы «Развитие земельных отношений»;
– на благоустройство (включая уличное освещение);
– на газификацию;
– на строительство водопроводов;
– на реализацию целевых муниципальных программ в области охраны окружающей природной среды: «Чистый город 2010» и «Зеленый город» (в пределах планируемых доходов отплаты за негативное воздействие на окружающую среду);
– на реализацию муниципальных целевых программ в области социальной поддержки населения;
– на реализацию программы «Молодежь»;
– на капитальный ремонт нежилых строений;
– на питание школьников из малообеспеченных семей (в рамках программы «Семья и дети»);
– на резервный фонд и др.
Приоритетные задачи мэрии
Приоритетными задачами для городской власти следует считать:
– решение вопросов жизнеобеспечения города, поддержание городских систем жизнеобеспечения в работоспособном состоянии;
– проведение реформы и обеспечение устойчивой работы городской системы жилищно-коммунального хозяйства;
– обеспечение регулярных выплат заработной платы работникам бюджетной сферы;
– реализация городских социальных программ, направленных на развитие системы здравоохранения, образования, культуры, предоставление необходимых социально-бытовых услуг;
– развитие городской инфраструктуры, решение вопросов благоустройства и озеленения, улучшение архитектурно-художественного облика города;
– проведение активной инвестиционной политики, ускорение развития малого предпринимательства.
Бюджет города на 2008 год имеет социальную направленность
Таи, более половины всех средств адресовано социальной сфере.
Основные меры по снижению уровня бедности населения направляются на создание условий для роста доходов населения в первую очередь на основе занятости населения и повышения заработной платы во всех секторах экономики, включая бюджетный сектор. Так, с 1 сентября 2008 года предусмотрено увеличение заработной платы работникам, оплачиваемым по ЕТС, на 7%.
В 2008 году расходы возрастут на:
– образование более чем на 20%. Средства направляются на создание механизма устойчивого развития системы образования, повышение качества и доступности образования на всех уровнях, в том числе дошкольного; на содержание 125 детских дошкольных учреждений, 100 общеобразовательных школ, 25 учреждений по внешкольной работе, 13 школ искусства, МУ «Перспектива», МУ «Симбирцит», летний оздоровительный отдых детей.
Актуальным в деятельности системы образования является дальнейшая реализация национального проекта «Образование».
– здравоохранение и спорт около 20%.
По спорту средства направляются на создание необходимых условий для вовлечения всех слоев населения в систематические занятия физической культурой и спортом, на содержание 12 спортивных учреждений.
– культуру, кинематографию, средства массовой информации более чем на 40%.
Средства направляются на содержание 11 домов культуры, 40 библиотек, проведение городских мероприятий и пополнение книжного фонда библиотек.
Важно, чтобы культурная жизнь была интересной и насыщенной яркими событиями, праздниками, фестивалями. В 2008 году нас ждет немало памятных дат:
– 360-летие основания Симбирска-Ульяновска;
– 85-летие Домаяузея Ленина;
-115-ая годовщина со дня рождения А.А. Пластова.
– Жилищно-коммунальное хозяйство.
На жилищно-коммунальное хозяйство в 2008 году расходы вырастут в 2,6 раза. Средства будут направлены на благоустройство города, уличное освещение, капитальный ремонт муниципального жилого фонда, на ремонт городских дорог, на газификацию, на строительство водопроводов и систем водоотведения и др.
Доходная часть бюджета
Формирование бюджета города на 2008 год произведено в соответствии с нормативами отчислений от налогов и сборов, установленных в бюджеты городских округов Бюджетным кодексом РФ и Законом Ульяновской области от 14.10.2005 г. № 096-30 «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области», а именно:
– по местным налогам:
а) земельный налог – 100%,
б) налог на имущество физических лиц – 100%;
– по федеральным налогам и сборам:
а) налог на доходы физических лиц – 50%,
б) государственная пошлина (за исключением госпошлины, подлежащей зачислению в федеральный и областной бюджеты) -100%;
– по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами:
а) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90%,
б) единый сельскохозяйственный налог – 60%.