Ульяновское областное управление ГИБДД решило облегчить жизнь нарушителям. К середине ноября планируется установить на патрульные машины автоинспекторов специальные мобильные банковские терминалы для взимания штрафов на месте. Руководство ГИБДД считает, что «штрафные терминалы» помогут снизить уровень коррупции в органах. Однако эксперты в этом сомневаются и считают, что сама система взимания без суда порочна, хотя для банков это может стать одной из форм развития клиентской базы.
Ульяновское управление ГИБДД решилось на эксперимент — оснастить все патрульные машины специальными банковскими терминалами, с помощью которых можно будет взимать штраф прямо на месте. Это, по мнению руководства областного управления, позволит понизить уровень взяточничества на дорогах, поскольку одним из факторов, заставляющих водителей предлагать взятку вместо штрафа является нежелание бегать по сберкассам, стоять в очередях, а потом еще относить квитанцию гаишникам. Кроме того, в нововведении милиционеры нашли плюсы и для себя: они будут избавлены от необходимости следить за сроками оплаты штрафов и от забот с передачей дел в службу судебных приставов.
Перед тем как решиться на эксперимент, управление ГИБДД провело опрос водителей. Как рассказал в интервью „Ъ“ и.о. начальника ГИБДД Валерий Фомичев, было опрошено сто водителей, и практически все были «за» обеими руками: «Мы пошли вместе с судебными приставами на оживленную трассу, стали останавливать машины и опрашивать водителей. Те сначала пугались, а потом страшно радовались, что можно будет так платить, не отходя от кассы».
По словам господина Фомичева, сейчас тольяттинский «ФИА-Банк», который является инициатором проекта, ведет закупку терминалов, чтобы затем передать их в пользование ГИБДД, (при этом сами терминалы останутся в собственности банка). Кстати, управление ГИБДД, получив предложение «ФИА-Банка», разослало аналогичные предложения и в другие банки, однако ответов на них не получило.
Ориентировочно к 15 ноября такие терминалы будут установлены на 50 патрульных машинах, и если эксперимент будет признан удачным, то в дальнейшем они появятся на всех патрульных машинах, а также на стационарных постах ГИБДД. Для оплаты штрафов можно будет использовать любые платежные банковские карты, но в киосках и магазинах будут продаваться специальные «водительские карты» номиналом в 300, 500 и 1000 рублей.
Представитель «ФИА-банка» Ренат Сафин пояснил, что мобильный терминал имеет небольшие размеры, и будет устанавливаться в промежутке между водительским и правым сиденьем. После составления протокола инспектор вводит на терминале величину штрафа, после чего идет запрос банковской карты, после вставки карты в считывающее устройство, запрашивается пин-код, который будет вводить уже сам водитель-нарушитель. Терминал выводит сразу две квитанции. Одна прикалывается к протоколу, другая отдается водителю.
Как пояснил господин Сафин, терминалы работают с использованием принципов пакетной передачи данных GPRS — в них имеется специальная sim-карта, с помощью которой через сотового оператора происходит соединение с сервером банка. Для России, по словам Рената Сафина, система штрафных терминалов — новшество. Подобный проект запустили также в Амурской области, но Ульяновск по темпам реализации получается впереди.
На реализацию проекта, как утверждают в ГИБДД, не тратится ни копейки бюджетных средств. Все затраты несет банк. Впрочем, господин Сафин не отрицает, что для банка этот проект должен быть выгодным. В первую очередь, доход даст продажа «водительских карт». Маржа закладывается в конечную стоимость карты. Так, например, карта номиналом в 300 рублей будет стоить в киоске 325 рублей. А для тех, кто использует банковские карты, существует традиционное отчисление на кассовое обслуживание в размере 3% от суммы.
Эксперты восприняли нововведение по-разному. Руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей, новый эксперимент принял без воодушевления. «Сомневаюсь, что уровень взяток снизится, — сказал он. — Ему предложат уплатить пятьсот рублей с карточки, или двести — в карман. Сама по себе система взимания штрафов на месте без решения суда порочна. В административном кодексе такая система заложена, но она противоречит Конституции, потому что там сказано, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда, а деньги — это тоже имущество. Так что новый эксперимент — это украшательство порочной системы».
Специалист инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков считает, что для банка эта система может быть выгодной, поскольку водителям в любом случае удобней оплачивать на месте, чем бегать по очередям Сбербанка. «Возможно, банк получит и хорошую клиентуру в Ульяновске и других регионах, — сказал г-н Кочетков. — Другое дело, что с брэндингом тут могут быть проблемы, ведь теперь этот банк будет вызывать негативные ассоциации, связанные со штрафами. Но даже если 5% водителей станут клиентами, проект уже окупится».