Ухо востро
Практически все ульяновские офисы, а тем более, в сегодняшнем предвыборном пространстве развелось бесчисленное количество “насекомых”, именуемых “жучками”. Так именуют различного рода прослушивающие устройства. И может быть как раз сейчас, когда вы весело болтаете в своем офисе насчет того, что ваш босс “жадная сволочь и редкостный деспот”, он все это слышит, находясь в машине по дороге на работу. Я уж не говорю о том, что в теперешнем предвыборном пространстве уши отрастают не только у стен, но и у подоконников, плинтусов и даже сливных бачков…
Начнем со справки. В России, по закону, внедрять средства прослушивания имеют право лишь шесть ведомств: ФСБ, МВД, ГРУ, Таможня, Госнаркоконтроль и Служба внешней разведки. Все остальные, как, например, частные сыскные агентства, ставят «жучков» незаконно.
Не так давно познакомился я с человеком, для которого охота за “жучками” – такая же работа, как, скажем, для грузчика таскание мешков с картошкой. Сергей Бутырин, сотрудник центра “Юратэкс” – единственной в Ульяновске организации, специализирующейся на оказании услуг «по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации», – рассказал о специфике своей работы.
– Мы “жучков” не ставим, – поясняет Сергей Альбертович, – мы лишь находим “прослушку” и обезвреживаем ее. Что, хватает ли нам клиентов? Я вас умоляю! В России, как впрочем, и везде, все “слушают” всех: бизнесмены – конкурентов, политики – оппонентов, жены – неверных мужей. К слову, в Самаре две подобных нам организации, в Москве – 10.
Не “компрой” единой
– Принято считать, что, если кого-то «слушают», то непременно ради сбора компромата, – говорит мой собеседник. – Чушь! К примеру, лет восемь назад в кабинете тогдашнего директора завода теплоизоляционных материалов Чебурова наши коллеги из Самары обнаружили несколько микрофонов и передающих устройств. Тогда завод хотели прибрать к рукам саратовские «пацаны». «Слушая» беседы в кабинете Чебурова, братва смогла понять расклад: кто какими долями обладает, и кого, следовательно, надобно брать в оборот. Так что «прослушка» нужна не только ради компромата.
Хит-парад “ушей”
Местные – ульяновские – «шпионы» пользуются, в основном, радиомикрофонами – самым «классическим» средством. На рынке подобных устройств великое множество, однако не на все есть спрос. К примеру, на микрофоны с автономным питанием (читай – на батарейках), поскольку их ресурс крайне мал и зависит от объема аккумулятора. Поэтому все больше “шпионы” используют микрофоны с постоянным источником питания. Вмонтировать их можно куда угодно – в любой электроприбор, подключенный к розетке, как, впрочем, и в саму розетку тоже.
– Был случай, – вспоминает Бутырин, – когда в офисе одной известной ульяновской организации сделали евроремонт, после чего началась жуткая утечка информации, причем, крайне конфиденциальной, которой рядовые сотрудники не владели. А чуть позже в плафонах светильников удалось обнаружить «прослушивающие устройства».
Второй вид «прослушек» основан на улавливании вибраций (например, с оконного стекла, за которым ведутся переговоры) с последующей их «расшифровкой». Нет, это не выдумка кинематографистов и писателей детективов – такие приборы существуют в действительности и очень эффективны. На российском рынке можно купить «аппарат», позволяющий «считывать» вибрации на расстоянии 800 (!) метров. Правда, и цена на это чудо техники соответствующая – полтора миллиона долларов США!
Но есть кое-что покруче “виброакустики” – спецаппаратура, улавливающая излучения. От подобных штучек вообще застраховаться сложно. Многие лучевые мониторы, а также компьютерные видеокарты и даже провода жутко «фонят» – до 500 метров в радиусе. А теперь вообразите: сидите вы за компьютером, а по улице едет машина (да хоть мусоровоз), в которой сидит «простой» мужик в фуфайке, а под фуфайкой – сканер, который, благодаря излучению вашего компьютера, способен… скачать всю информацию, находящуюся на его жестком диске. А вы – ни сном, ни духом!
Предохраняйтесь!
Во-первых, нужно быть бдительными даже по отношению к тем людям, в которых вы уверены на все сто.
Во-вторых, следует обращать внимание на расположенные в вашей комнате телефоны, розетки и прочие электроприборы. Чтобы «быть услышанными», достаточно поболтать при включенном магнитофоне, который поймает и передаст излучение на какой-нибудь объект слабого тока, например, на телефонную проводку, к которой, в свою очередь, кто-нибудь подключен. Если ничего этого нет, то нет и излучения, которое можно «улавливать и расшифровывать».
В-третьих, самый желанный материал для тех, кто «слушает» – наши окна. Но открою вам секрет (надеюсь, информацию не сочтут за рекламу). Дело в том, что пластиковые рамы в совокупности с тройными стеклопакетами невозможно «прослушать». Особенности их конструкции исключают вибрацию.
В-четвертых (и это снова не реклама), железные двери являются экраном, а деревянные – нет. То есть, за железными дверьми безопаснее со всех точек зрения.
Кстати говоря, самое защищенное от прослушивания помещение Ульяновска – специальная комната, что находится в «Юратэксе». Здесь железные (то есть экранированные) двери, нет розеток и электроприборов. Вдобавок ко всему, здесь установлен генератор «белого шума», забивающий любые вибрации. Стоимость этого прибора – около 40 тысяч рублей.
Постскриптум “в тему”
Первый за всю историю России приговор по делу «о незаконном производстве и сбыте специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации» вынес в мае 1999 года Индустриальный суд города Перми. Трое бизнесменов получили сроки от 8 месяцев до 1 года лишения свободы условно. А в конце зимы того же года ФСБ в Москве накрыла легендарную охранную структуру «Атолл». После этого во все региональные центры ФСБ пришло указание активизировать борьбу по обезвреживанию такого рода контор на местах.