С приближением 2008 года тема перехода к новым _ экологическим требованиям у Евро-3 становится все более актуальной для всех предприятий, связанных с автомобилестроением.

В настоящее время на Ульяновском моторном заводе, входящем в компанию «Группа ГАЗ», завершаются подготовительные работы, связанные с окончательными испытаниями двигателей на соответствие Евро-3.

Важнейший этап этих работ -проверка двигателей в экстремальных условиях. Осенью этого года ульяновские двигатели (в составе автомобилей «УАЗ») испытывались в жарких степях Калмыкии и на Западном Кавказе. Общая длина пробега – почти 4 тыс. км.

О некоторых итогах испытаний и о своих впечатлениях от увиденного рассказывает участник экспедиции, ведущий инженер ОАО «Ульяновский моторный завод» Константин Константинович Курушин:

– Испытания проводились с целью подготовки серийного выпуска двигателей УМЗ, соответствующих Евро-3. Основная цель пробега была связана с корректировкой работы блоков управления (которая будет проведена по результатам испытаний), а также с проверкой основных характеристик двигателей мод. УМЗ-4213.10 в дорожных условиях. Испытания проводились по двум программам: «Лето» и «Высокогорье».

Программа «Лето» включала проверку работы двигателя при повышенной температуре. Эти испытания проводились в степях Калмыкии (от Астраханской области и до столицы Калмыкии – Элисты). Средняя температура, при которой проводились испытания, была около 30° С. Проверялся целый ряд параметров: горячий пуск, тепловой удар и другие.

Всего в пробеге участвовали шесть человек на двух автомобилях. Кроме меня, в состав бригады входили: водитель-испытатель ОГК ОАО «УМЗ» Н.Макаров, водитель-испытатель ОАО «УАЗ» В.Аничкин, а также специалисты ООО «НПП Инж.КА» (г. Димитровград) – инженеры К.Янковский, В.Феоктистов и водитель-испытатель В.Суслин.

На каждой машине во время всего пробега находились компьютеры, помогающие осуществлять бортовую диагностику важнейших параметров работы двигателей.

Результаты испытаний по программе

«Лето» показали, что двигатель работает хорошо, все параметры (в том числе по экологическим нормам Евро-3) в норме.

– Сколько времени вы провели в Калмыкии?

– По программе «Лето» мы работали неделю, приходилось ночевать в гостиницах, палатках и в самих автомобилях… Однако программа была выполнена без сбоев. Затем мы сделали «марш-бросок» до Западного Кавказа (район города Те-берда и поселка Домбай).

Здесь мы приступили к реализации программы «Высокогорье». Согласно этой программе необходимо было выяснить, как ведет себя двигатель при подъеме и спуске в условиях разреженного воздуха.

Было совершено несколько подъемов: в районе Домбая – на высоту 2200 м и 2300 м, а также – финальный подъем в районе Теберды недалеко от горы Эльбрус – 3000 м.

Надо сказать, что один из автомобилей, на котором были штатные, серийные, мосты, показал более высокие динамические качества по сравнению с автомобилем с модернизированными мостами.

Перед испытаниями оба серийных двигателя УМЗ-4213 были доработаны в лаборатории отдела главного конструктора моторного завода.

Во время доводки были зафиксированы характеристики двигателей (на соответствие их основным требованиям по стандарту Евро-3).

Наши испытания (в том числе сложнейший финальный подъем в районе Теберды на высоту 3000 м) показали, что исследуемые модели двигателей соответствуют всем требованиям и ожиданиям специалистов.

– Что наиболее запомнилось при пробеге на Кавказе?

– Конечно, сами горы – их великолепие трудно передать словами. Кроме того, все подъемы в горах осуществлялись в условиях почти полного бездорожья по усыпанной камнями местности. Достаточно сказать, что финальный подъем в длину всего 14 км, однако по времени этот подъем занял почти три часа. Нужно отдать должное мужеству водителей (в частности, работника нашего ОГК Николая Макарова), благодаря мастерству которых наши подъемы закончились благополучно. Порой серпантин, по которому мы ехали, был столь коварен в своих поворотах, что нам приходилось буквально ползти вверх, рискуя сорваться в пропасть.

Необходимо заметить, что подъем (как и спуск) на 3000 м происходил на первой передаче с включенным демультипликатором (пониженной передачей в раздаточной коробке). Это позволяло «карабкаться» вверх, объезжая валуны и преодолевая вброд горные ручьи и речки.

В итоге, повторю, можно с уверенностью говорить о том, что все ожидания конструкторов и технологов в отношении испытываемой модели двигателя подтвердились. В частности, двигатели подтвердили свои хорошие показатели по экономичности, динамике, скорости и экологическим требованиям Евро-3. Необходимо еще раз подчеркнуть, что за весь пробег (это более 4 тыс. км) по двигателям не было ни одного замечания.

При этом надо иметь в виду, что автомобиль (например, при подъемах в горы) ехал с полной нагрузкой – шесть человек плюс балласт.

Вечером каждого дня мы анализировали данные, зафиксированные в бортовых компьютерах автомобилей. Общие результаты этого анализа будут основой для корректировки в работе блоков управления.

После этой корректировки наши двигатели в составе автомобилей «УАЗ» и «ГАЗель» проходят окончательную проверку на автополигоне города Дмитрове Первые успешные результаты этой проверки уже получены.