Вчера в Ульяновск из Республики Куба прибыли авиационные специалисты для приемки двух новых самолетов Ту-204 производства завода «Авиастар». Правительство Кубы заявляет, что убедилось в хорошем качестве российских самолетов линейки Ту-204, намерено продолжить их закупки и стать пропагандистом российской техники в латиноамериканском регионе. Эксперты считают, что такая пропаганда может сработать только в некоторых странах, и при условии, если ульяновские авиастроители смогут держать соотношение «цена-качество» на конкурентоспособном уровне.

Интерес кубинского правительства к российским самолетам, и, в частности — Ту-204, подтвердил вице-президент Института гражданской авиации Кубы Герберто Прието на переговорах с ульяновской делегацией, прошедших в Гаване на прошлой неделе в рамках юбилейной Международной Гаванской промышленной ярмарки «FIHAV-XXV». Один ульяновский самолет — грузовой вариант Tу-204, проданный летом этого года, уже успешно эксплуатируется авиакомпанией «Кубана» и практически беспрерывно работает на международных авиалиниях. Сейчас готовы к передаче кубинцам еще два пассажирских самолета Ту-204-100 и грузовой — Ту-204С. Цена, по которой техника будет поставляться на Кубу, не раскрывается. По оценке гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, стоимость и грузового, и пассажирского самолета Ту-204 составляет сегодня около $35-37 млн. При этом он уточнил, что реальная цена таких самолетов всегда уникальна, так как массово они не строятся.

«Позиция кубинского правительства, в том числе и высшего политического руководства такова: Куба должна быть основным оператором авиационных грузовых и пассажирских перевозок в латиноамериканском регионе, — заявил вице-премьер областного правительства Александр Пинков. — И именно на российских самолетах. Кубинцы намерены показать всем достоинства наших машин, стать фактически пропагандистами российских самолетов». По информации „Ъ“, в конце ноября планируется визит на Кубу руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Евгения Бачурина, представителей компаний «Ильюшин-Финанс» и ЗАО «Авиастар-СП» для обсуждения дальнейших поставок на Кубу самолетов серии Ту-204 на период до 2012 года включительно.

Среди проектов, так же вызвавших интерес кубинской стороны, создание Центра сервисного обслуживания российских самолетов. «Необходимость его очевидна, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Виктор Кузнецов. — Согласитесь, летать через океан в Россию для прохождения трудоемких форм технического обслуживания как-то нецелесообразно». На «Авиастаре» и в правительстве Ульяновской области надеются, что реализация этих согласованных планов позволит им получить новые заказы, и не только от Республики Куба, но и от ряда других стран латиноамериканского региона.

• «Авиастар» — один из крупнейших производителей авиационной техники в России и странах СНГ. Специализируется на выпуске пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204 и транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». Производственные мощности «Авиастара» позволяют выпускать до 50 самолетов в год. В настоящее время идет подготовка производства к выпуску современных рамповых транспортных самолетов Ил-476. 25% минус 1 акция ЗАО «Авиастар-СП» принадлежат Sirocco Aerospace-Россия (дочерняя компания египетской Sirocco Aerospace International), 74,6% принадлежит ОАО «Туполев», контрольный пакет которого принадлежит государству. Обороты ЗАО не раскрываются.

Эксперты расходятся в оценках перспектив проекта. «Не совсем понятно, как они будут пропагандировать российские самолеты, поскольку Куба — достаточно изолированное государство, — считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Константин Романов. — Я думаю, что заказы латиноамериканских стран будут достаточно политизированы, и на страны, склонные к сотрудничеству с Соединенными Штатами, такая пропаганда не повлияет».

«Думаю, что наличие у Кубы современных лайнеров российского производства может стать положительным сигналом для соседей, — сказал глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но принципиальным является то, что самолет и уровень его технического обслуживания не должны нуждаться в дополнительной рекламе. Успехи российских авиастроителей уже довольно высоки, сети технического обслуживания достаточно развернуты, а если еще будет реализован проект создания крупного транзитного ХАБа, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что Россия может закрепиться в регионе в качестве альтернативного поставщика авиатехники, и это, безусловно, будет мощным стимулом в ее продвижении». Правда, по словам эксперта, имеются и очевидные риски, среди которых не последнее место отведено политическим реалиям: основными потенциальными покупателями являются пока Куба и Венесуэла, и никто не знает, сколько продержатся там существующие политические режимы. По мнению господина Пантелеева, пока в своем сегменте самолеты Ту-204 вполне конкурентоспособны в сравнении с аэробусами А-320 и Boeing-737, и для Кубы вполне привлекательны. «Для других государств выбор будет более предпочтительным, если по соотношению «цена-качество» наши самолеты будут превосходить конкурентов», — сказал господин Пантелеев. По прогнозам эксперта, больше перспектив у самолета Ту-204 СМ, но этот самолет пока еще не создан.