За пятнадцать лет в Закон «О защите прав потребителей» поправки вносились семь раз. Из них три раза – крупные. С 1 января 2008 года вступят в силу изменения в закон, которые кардинально скорректируют защиту потребителей. Подробнее об этом «СК» рассказал руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов.

– Григорий Викторович, что, действительно была необходимость существенно исправлять закон? Чем законодатели руководствовались в своей работе?

– Руководствовались судебной и досудебной практикой защиты конкретных потребителей. А необходимость была, поскольку внесенные поправки пойдут потребителям на пользу.

Например, законодатели решают наболевшую проблему потребительского кредитования. К нам поступала масса жалоб от людей, которые при оформлении кредитного договора не получили реальной информации даже о сумме, которую в итоге им придется выплатить. Теперь закон обязывает банки указывать и итоговую сумму, и подробный график погашения кредита. Все четко: сколько денег каждый месяц надо выплачивать. Причем полная информация должна быть предоставлена до подписания договора. В этом случае потребитель имеет возможность сравнить условия кредитования в разных организациях и сделать оптимальный выбор.

Еще пример: в новой редакции статьи 18 прежняя формулировка «в случае если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества…» вызывала массу вопросов в судах. Продавец мог настаивать на том, что качество товара было «надлежащим». Теперь название статьи звучит так: «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков». Серьезные изменения внесены и в процедуру устранения недостатков товара. Введена норма, которая обязывает сервисную организацию в письменной форме предоставить потребителю информацию о сроке устранения недостатков с их описанием, а также информацию об использованных запчастях.

– Я знаю, что многие страдали от того, что никак нельзя было влиять на сроки гарантийного ремонта. Люди отдавали ремонтировать сотовые телефоны, и их динамили по полгода: то деталей нет, то еще что-то…

– Да, был в законе такой изъян. Сроки гарантийного ремонта оговаривались так: или незамедлительно, или по соглашению сторон, которое ничем не ограничивалось. Теперь срок устранения недостатков, если он определяется соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

– Информагентства сообщают, что революционный переворот в законе произошел по поводу технически сложных товаров. Что это за товары?

– К ним относятся автотранспортные средства, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины, компьютеры с основными периферийными устройствами, мотоблоки, мотокультиваторы, сельскохозяйственные тракторы. С нового года закон дает потребителю право заменить этот товар или вернуть уплаченные за него деньги в первые 15 дней после покупки, если будет обнаружен любой недостаток. По истечении этого срока, но опять же в рамках гарантии, товар можно заменить или вернуть деньги уже только при наличии существенного (!) недостатка. Простой пример: привезли домой холодильник, сняли с двери скотч, а вместе с ним оторвался кусок краски. Этот недостаток не является существенным, если исходить из трактовки этого понятия законом, и до внесения поправок не мог быть поводом для замены холодильника. С нового года – будет. Эти 15 дней дают потребителю большие возможности, в том числе – позволят влиять на качество технически сложных товаров.

– Дает ли закон в новой редакции возможность заменить товар с недостатками или вернуть деньги, если эти 15 дней уже прошли?

– Да. В том случае, если в течение гарантийного года срок устранения различных недостатков товара превысил тридцать дней. Пример с тем же холодильником. Допустим, его дважды за год забирали в ремонт по поводу разных недостатков. В результате чего хозяева не могли пользоваться холодильником 32 дня. Такой холодильник можно заменить или вернуть деньги.

– На время ремонта покупателю должны предоставить во временное пользование аналогичный товар?

– Конечно, но расплывчатая формулировка «аналогичный товар» теперь уточнена – «товар с такими же потребительскими качествами». Если взяли ремонтировать сотовый телефон с камерой, то телефон с камерой должны предоставить и во временное пользование.

– Совершенно новые нормы появились в законе?

– Это статья, которая называется «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю». Она предусматривает выплату неустойки, если продавец, получив предоплату, не исполнил свою обязанность по передаче товара. Неустойка за каждый просроченный день составляет 0,5 процента от суммы предоплаты. Кроме того, если срок доставки нарушен, потребитель может назначить новый срок или потребовать возврата предоплаты.

– За 15 лет Закон «О защите прав потребителей» претерпел изменения, а отношение потребителей к своим правам изменилось?

– Потребители стали грамотнее. Спасибо СМИ, которые освещают эту тему, особое – «Симбирскому курьеру». За прошлый год в судах Ульяновска было рассмотрено чуть больше тысячи исков, связанных с защитой интересов потребителей. Свыше девяноста процентов слушаний дел закончились в пользу потребителя. Это единственный закон, который дает такую высокую результативность.

– И все-таки люди неохотно идут в суды…

– Потребители идут в суд в двух случаях: когда они несут существенные убытки и когда их достали. Был случай, когда человек подал иск в суд по поводу зубной щетки – электрической. Он ее не ломал, но она не выполняла заявленных функций, и потребителя это рассердило. Через суд он вернул деньги за щетку – 137 рублей – и получил компенсацию морального вреда, где-то в районе пятисот-семисот рублей.

Кроме Центра защиты прав потребителей, который является общественной организаций, в Ульяновске существует еще муниципальная и государственная службы по защите прав потребителей. Соответствующий отдел есть при каждой районной администрации. В мэрии работает целый Комитет по защите прав потребителей. Государственную защиту осуществляет Роспотребнадзор.

Если вы считаете, что ваши права как потребителя нарушены, звоните: 41-23-08 – мэрия;

41-47-26 – администрация Ленинского района;

37-58-52 – администрация Железнодорожного района;

21-85-47 – администрация Заволжского района;

45-31-62 – администрация Засвияжского района;

44-45-08 – Роспотребнадзор;

44-68-70 – Жилищная инспекция;

41-06-32 – Центр защиты прав потребителей.

Источник: “Симбирский Курьер” №132 от 24 ноября 2007 г.