Уникальный лайнер курсировал между Москвой и Алма-Атой. Износ.машины составляет менее одного процента – самолет проработал всего около полугода. В ульяновский музей лайнер привезли в начале 80-х, после того, как сверхзвуковые «тушки» запретили к использованию.
– Это единственный в своем роде самолет, обогнавший свое время на 50 – 60 лет, – рассказывает техник-экскурсовод музея Алексей КРЫТОВ. – Как по конструкции и внутренностям, так и по вложенным в него научным знаниям. Находящийся у нас лайнер – единственный в мире Ту-144 с салоном первого класса. В 1979 году он летал на выставку в Ле Бурже. Самолет был оснащен электронной системой навигации и цифровыми процессорами. В кабине пилота занавеси на стекла состоят на 12 процентов из золотых нитей, а на иллюминаторы нанесено 17 грамм расплавленного золота – этот драгметалл задерживает солнечную радиацию.
Уникальный лайнер восстановят за счет федерального фанта. Самолет отреставрируют до конца этого года. Лайнер покрасят, салон сделают таким, каким он был в 70е годы: сделают обивку кресел, обшивку, светильники. Правда, летать самолет не сможет: «на приколе» он простоял более 20 лет. Посидеть в кресле пилота или почувствовать себя пассажиром смогут все, кто придет на экскурсию в музей.
Кстати, в нашем музее гражданской авиации есть экспонаты, которым присвоили статус памятников – они сохранились в единственном экземпляре. Например АНТ4 1925 года выпуска, участвовавший в спасении челюскинцев. На «юбиляре» Ту-114 (на днях лайнеру исполнилось 50 лет) летал сам Фидель Кастро! Есть в музее и «тушка», которая снималась в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Первый полет Ту-144 {разработанного по приказу Хрущева) совершил 31 декабря 1968 года. В 1972 году в Воронеже было налажено серийное производство сверхзвуковых лайнеров. Самолет развивал скорость в 2400 – 2500 км/ч.
В 1977 году выпуск «тушек» остановили: их эксплуатация обходилась очень дорого. На полет дальностью 3500 километров при полной загрузке (150 человек и багаж) уходило 98 тонн керосина.
Всего с конвейера 16 Ту-144. Два разбились, семь разобрали на части. Один сейчас находится за границей, а шесть остались в России.