В Новом городе уже пять лет работает специальная коррекционная школа VI вида № 2. Здесь учатся, проходят реабилитацию и социализацию дети с нарушением двигательного аппарата и ДЦП. Таких детей сейчас очень много, и, к сожалению, количество их не уменьшается, а из года в год растет. Сейчас в школе учится 80 человек, она самая большая в Поволжье.

– Наши дети уникальные и замечательные, – рассказывает директор Иван Ильич Мидленко, – они добрее и внимательнее друг к другу, чем их обычные сверстники. Школа старается сделать всё возможное, чтобы наши ребята стали ходить. Сказать, что всё всегда получается, я не могу, многое зависит от родителей и самих детей. Но наши воспитанники самые мужественные: после нескольких операций они, преодолевая психологический и болевой шок, начинают ходить. Здесь важны мужество и терпение родителей, которые помогают детям.

Школа-интернат работает по трём программам: для умственно-отсталых детей, для детей с задержкой психического развития и по общеобразовательной программе, обучение по которой дает возможность получить аттестаты о среднем или полном образовании. С такими аттестатами ребята поступают в училища и вузы. В коллективе этой необычной школы работают единомышленники. Все: от самого младшего подготовишки до директора – участвуют в жизни школы.

Самое необыкновенное событие, которое с нетерпением ждут и дети, и взрослые – шоу-программа «Лидер». Организаторами этого шоу из года в год является класс под руководством Нины Осиповны Крюковой. А идея проведения принадлежит Ильясу Хасанову, необычайно талантливому молодому человеку:

– Третий год наш класс проводит конкурс «Лидер», итогом которого является гала-концерт. Цель проведения конкурса – подстегнуть каждого в желании быть лучше. В «Лидере-2007» тринадцать номинаций: это и «Учитель года», и «Парень года», «Концертный номер года» и многое другое. В каждой номинации по пять конкурсантов. Лидеров в каждой номинации выявляет комиссия. А 24 декабря на итоговом концерте состоится награждение победителей. В его подготовке принимают участие только ученики школы, и в первую очередь мои давние друзья Альберт Латыпов и Эльмир Алиуллов. Альберт занимается организацией мероприятия, продумывает номера, кто и как в них задействован. Эльмир помогает мне с режиссурой, и сам активно участвует в номерах.

В этом году в 10 «А» классе появились девочки.

Ульяна Кутузова и Ольга Тягло перешли из школы VI вида № 1.

– Мы здесь уже не чужие, быстро нашли общий язык с мальчишками из класса, – рассказывает Ульяна. – А вот новенькой Кати адаптироваться было сложно. Она приехала из села Сосновка Карсунского района, впервые надолго покинула маму и очень переживала поначалу. Ей помогли освоиться в нашем коллективе Нина Осиповна и Ильяс. Они оставались после уроков и разрабатывали план, который помог бы Кати освоиться. Теперь девушка даже рада, что попала в эту школу. Стала увлекаться поэзией и литературой.

Абсолютным лидером класса является Ильяс Хасанов. По словам классного руководителя, он – наши ум, честь и совесть. Как никто иной переживает радости и неприятности каждого. Во всех спорных вопросах его голос решающий, он действительно всегда поступает по совести. Ильяс замечает все оттенки настроения окружающих, сопереживает, поддерживает нужными словами. У него необычайный дар психолога.

Вместе с этим, Ильяс отлично учится, у него целая стопка грамот и благодарностей, он всегда находится в творческом поиске.

О неординарности Ильяса говорят многие, но любому ребёнку с таким страшным диагнозом нужна поддержка родителей, их безграничная вера в силы собственного ребенка.

– Не надо относиться к ребёнку-инвалиду как к инвалиду, – делится своим опытом Роза – мама Ильяса. – Мы всегда старались дать сыну возможность осознать, что он такой же, как все. Он и ест такой же как все, а в чём-то даже лучше некоторых. Ильяс был желанным ребёнком, поэтому он родился умным и красивым. Мы с мужем сразу заметили, что он любит музыку. Я уверена, что только благодаря музыке он начал ходить. В год, когда сын научился сидеть, мы поставили магнитофон на пол. Ильяс всё время сидел около него. Чуть позже поставили магнитофон на полку. Ильясу пришлось подниматься. Так научился ходить. В 4 года папа принёс настенную азбуку. «Хватит танцевать, пора и за ум браться,» – сказал он. В пять лет Ильяс стал читать. Первая учительница Валентина Васильевна Ефремова привила сыну желание учиться. Уже в мае мой первоклашка принёс первую грамоту за отличную учёбу.

Взрослея, Ильяс стал очень чутко реагировать на всё происходящее, и это нашло отражение в его стихах.

Не всё, конечно, было в жизни гладко. Меня поймут все женщины, которые воспитывают детей-инвалидов. По-молодости были и большие слёзы, растерянность, страх. Полноценно мешали жить мысли: «Почему именно мой ребёнок болен, за что?» Что я ему отвечу, когда спросит: «Мама, почему я такой?» И вот тут я хочу сказать спасибо своему мужу Альфику. Он буквально заставил родить второго ребёнка. Ильяс с гордостью принял сестрёнку. С первых дней стал заботиться о ней. С помощью брата она выросла умницей. Именно Ильяс привил ей любовь к музыке. Как-то он сказал сестре: «Ты поёшь не только за себя, но и за меня, следовательно, тебе надо петь хорошо вдвойне». Сейчас Гузель занимается эстрадным пением, стала лауреатом I степени на международном фестивале детского и юношеского творчества «Музыкальная радуга».

Любовь к творчеству и жизнелюбие помогают моему сыну жить.

«Я поистине счастливый человек, даже иногда забывающий, что чем-то болен. Эта болезнь абсолютно не мешает мне жить полноценной жизнью: учиться, общаться, влюбляться, творить и строить наполеоновские планы. Многие называют меня поэтом, но это не совсем правильно, я – музыкант. Пусть я сочиняю стихи, а не музыку, но она постоянно звучит в моей душе. Хочу сказать спасибо моим друзьям, они у меня самые лучшие. Спасибо моей сестре за то, что она неустанно верит в меня, спасибо моим родителям, что дали возможность увидеть Свет. Спасибо судьбе за каждый мой насыщенный день, за каждое написанное стихотворение, за людей, которые помогают мне идти по сложной дороге под названием жизнь», – это строчки из письма Ильяса. В них нет озлобленности на мир, на окружающих, на судьбу. В душе этого человека только свет и благодарность всему, что даёт возможность просто жить. А этому многим из нас надо только учиться.

P.S. 24 декабря в школе IV вида № 2 пройдёт гала-концерт по итогам конкурса «Лидер-2007». Конкурс организуют ребята – это сюрприз для учителей и родителей. Я несколько дней общалась с детьми и знаю, что им очень не хватает аппаратуры для воплощения всех своих идей, нет микрофонов, видеокамеры, хорошего фотоаппарата. Добрые предприниматели города, к Новому году – подарок, а?..