Что есть самое большое зло? Бездарные, а потому эмоционально тупые, завистливые люди. Эмоциональной тупости в России хватало всегда. Сейчас явно наблюдаем ее новый виток, поскольку никогда еще к различным должностям не допускались такие тучные стада непрофессионалов. Бальзак утверждал, что социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается . Сегодня я расскажу вам о тех, кто пытается изменить окраску социальной среды, поскольку для людей талантливых социальная испорченность – тот БЫТ, которого не должно БЫТЬ.

Священник

Очень сложно поверить человеку, которого ты видишь впервые. А уж если этот человек – священник, а ты – закоренелый атеист, тем более. На своем веку я знавала многих служителей культа, однако другом и духовником (для атеистки!) стал, смею надеяться, отец Игорь из Барыша, настоятель храма Святой Троицы.

Многие ли из нас, имея наследную квартиру, прописку, родные могилы в Питере, смогут променять их на служение Богу и людям в заштатнейшем городишке Ульяновской области? Да сотни выпускников местных вузов, кстати, в подавляющем большинстве – выходцы из деревни, ежегодно оседают в областном центре, благословляемые родителями и учителями. Для Игоря Ваховского дилеммы не существовало – как и для его деда, контрадмирала, взорвавшего себя и присягнувшую вечной России свою команду на осенней серости Невы образца 1917 года. Не знаю, какой именно родовой виток судьбы веще направил Игоря Эдуардовича к тому, чтобы он стал отцом Игорем. Знаю другое: нет в нашей епархии наиболее верного служителя людям, нуждающимся в помощи. Надеюсь, Бог это знает и ценит.

Современные страсти имущественным ли, моральным, нравственным ли барьером все чаще разнят людей на неравные половины. И тогда становится понятным: обращаться что к родным, что к властям – бесполезно. Забота у тех и других крайне простая: не мешайте жить, не путайтесь под ногами, звякая своими медалями и орденами и шурша старыми грамотами. Жизнь в иных семьях похожа на принужденные объятия в трамвайной толкучке: и рад бы отодвинуться, да некуда. Со временем самым пожилым участникам толкучки становится понятно: и вправду некуда. Очень редкие решаются на дом престарелых, думая, что ставят под удар своих близких, и теперь уж наверняка теряют их навсегда. Многие такой участи предпочитают бомжевание. Некоторых – на обочине жизни: действительно на улице – находит отец Игорь. Но чаще люди сами находят его. В этом нет ничего удивительного: добрая слава всегда опережает несущего ее.

Свое служение на ульяновской земле питерец Ваховский начал 18 лет назад, в первую очередь, с создания двух Домов милосердия при вверенном ему храме Святой Троицы. Много раз я общалась в Барыше и Ханинеевке (село этого же прихода) со стариками и старухами, которые стали, в одночасье, не нужны своим детям и внукам. Старики не знают, какими трудами отец Игорь добывает им нескудное пропитание, лекарства, одежду, порядочную жизнь при непорядочных живых родных. Этого не знают и десятки полуголодных барышских детей и взрослых, для которых при Святой Троице ежедневно работает бесплатная столовая. Священника благодарят, но изредка. К хорошему в самом деле привыкаешь очень быстро.

Многие в Барыше воспринимают как должное, что батюшка очень часто берет их заботы на себя. Дети неимущих родителей получают в церкви учебники, тетради, письменные принадлежности, одежду. Родители – работу на реставрации церквей, на строительстве, женщины на дому вяжут шапочки, шьют рукавицы для местных коммунальщиков и дорожников. Вот так и получается, что один священник обеспечивает существование 500 горожан. А воскресная школа, где детям, по замечательному выражению отца Игоря, преподают основы счастья , а лагерь для юных экологов, орнитологов и этнографов в Ханинеевке, который откроется уже летом будущего года! Юные барышцы с годами, вполне возможно, оценят, что делала церковь, чтобы детство осталось в памяти. Да те же игровые площадки запомнятся наверняка: сказочные замки, песочницы, качели, лабиринты. Когда я заметила отцу Игорю, что строительство таких площадок в детских садах никогда не было заботой церкви, он только улыбнулся: В принципе, это дело совести .

Как и куда исчезает от нас совесть, дар сердечного понимания, ответить нелегко. Еще труднее понять, каким образом это можно сохранить в себе, вращаясь во враждебной для нормального человека среде непрофессионалов. Ответ напрашивается один: только изменяя БЫТ, которого не должно БЫТЬ. В этом, думаю, главное назначение человека. Не только священника – каждого, в ком сохранилась совесть.

Хормейстер

Еще одна удивительность Барыша – хоровые детские коллективы, наставником и душой которых является преподаватель школы искусств 2 Лариса Самодурова. Жизнь этой хрупкой молодой женщины подчинена красивой идее: доказать детям и их родителям, что районный городок – это ключ, которым можно открыть дверь в большой мир. Талант самой Ларисы, кстати, вполне позволял ей осесть в областном центре. Однако, поступив после 9 класса в Ульяновское музыкальное училище и успешно окончив его, она вернулась в родной Барыш. В убежденности, что неталантливых детей не бывает, а если ничего не хотеть изменить, то и жить неинтересно , 17 лет назад Лариса Владимировна поставила перед собой благую (но до поры до времени осуждаемую окружающими) цель – добиться, чтобы хор стал одним из инструментов духовного совершенствования детей. Между прочим, в этом повинны и ее учителя: Юлия Кудасова, Галина Уварова, Александр Додосов, Виталий Куликов. Двое последних многое сделали для формирования барышского хормейстера уже в УлГУ, учеба в котором дала Ларисе не только специальность дирижирование академическим хором , но и диплом с отличием. Глубокие знания и большая практика привели Ларису Владимировну к убеждению, что детям противопоказаны конкурсы – предпочтительнее участие в фестивалях, которые повышают интерес к творчеству. Тем не менее, и ее хоровой коллектив Серебряный камертон , и концертный хор Ноктюрн , и отдельные вокалисты не лишены права участвовать в конкурсах. Ничего не поделаешь: дети, как и взрослые, хотят быть в числе признанных лучшими. Единственное, к чему постоянно призывает педагог, – никому не завидовать и вести честную борьбу с конкурентами.

Научить этим правилам весьма нелегко, потому что среди поющих детей немало тех, о семьях которых принято говорить малообеспеченные , неполные , неблагополучные . Там, как вы понимаете, совсем другие понятия о борьбе и зависти. Лариса Самодурова за многолетнюю работу вывела свои правила подхода к воспитанию детей-хоровиков: убеждение, принуждение, личный пример. Принуждение к хорошему, я думаю, возможно. Нельзя же, в самом деле, расширять и расширять строительство колоний для несовершеннолетних и больниц для наркоманов. Не лучше ли взяться за возведение детских школ искусств, наполнив их педагогами-подвижниками?

Даль определял подвижников как доблестных деятелей. Разве не доблесть – добиться того, что твои ученики из года в год становятся лауреатами и дипломантами зональных, областных, межрегиональных и международных конкурсов и фестивалей? Борис Сметанин, президент Международного хорового союза (МХС), называет Ларису Самодурову, члена высшего совета МХС, по совместительству великим дипломатом . И это правильно – толпы завистливых бездарей, о которых я говорила вначале, бессильны против таких корректных методов. Без дара дипломатии Ларисе вряд ли бы удалось организовать и провести в Барыше первый Всероссийский вокально-хоровой фестиваль Осенний звездопад-2007 . Почетный гость фестиваля губернатор Сергей Морозов заметил, что подобного праздника музыки не было даже в областном центре. А другой почетный гость, Генеральный консул посольства Республики Болгария в России, с удовольствием пригласил знакомые коллективы Ларисы на очередной международный хоровой конкурс в Варну. Почему знакомые? Да потому, что Ларисины воспитанники уже удостаивались дипломов 7-й Международной Ассамблеи Болгарская Ривьера-2004 , становились дипломантами 28-го Европейского хорового конкурса им. Димитрова в 2005 году, 10-й Международной вокально-хоровой Ассамблеи Болгарская Ривьера-2006 .

Ноктюрн и Серебряный камертон заметны еще и потому, что дети с удовольствием поют духовные сочинения. Музыка этого жанра требует особого отношения к слову, его произношению, интонационному воплощению – это такой адский труд педагога-хормейстера, который трудно даже представить. Но три педагогических постулата Самодуровой – убеждение, принуждение, личный пример – дают свои весомые плоды. Участники фестиваля Осенний звездопад были потрясены звучанием голосов барышских детей, когда они в храме села Ханинеевка исполняли церковные произведения. Между прочим, в состав организационного комитета фестиваля входил и отец Игорь (Ваховский), настоятель храма Святой Троицы.

Вы представляете, как могла бы измениться Россия, если бы каждый священник и педагог ТАК изменяли пустой быт детей? Как просто смириться с бытом. Как трудно научиться БЫТЬ.