Предприятие разорвало отношения с региональным дилером
Ульяновский автозавод, входящий в «Северсталь-авто», продал 50% акций ЗАО «Липецк-УАЗ» владельцу другой половины пакета Владимиру Зайцеву, тем самым отказавшись от сотрудничества с партнером. Совместное предприятие с бизнесменом является не первым, из которого автозавод вышел в 2007 году. «Северсталь-авто» выстраивает собственную дилерскую сеть, в которую намерена вложить $100 млн. По мнению аналитиков, централизация сбыта поможет повысить эффективность продаж. Но, как полагают участники рынка, причиной неудовлетворительных результатов дилеров в продаже УАЗов является недостаточная конкурентоспособность автомобилей.
По словам руководителя дирекции по правовым вопросам ОАО «Ульяновский автомобильный завод» Евгения Береснева, предприятие вышло из ЗАО «Липецк-УАЗ», которое было образовано в середине 90-х годов, в связи с неэффективностью такого бизнеса. Как пояснил господин Береснев, гендиректору и совладельцу «Липецк-УАЗа» Владимиру Зайцеву пакет был продан всего за 20 тыс. рублей, поскольку за автодилером де-юре не числится никаких активов. Де-факто у липецкой компании есть офисное здание и техцентр, она занимается не только продажей, но и обслуживанием автомобилей. Господин Береснев сообщил, что автозавод расторг договоры с партнерами из Казани и Сухого Лога.
Впрочем, Владимир Зайцев, ставший собственником 100% ЗАО «Липецк-УАЗ», привел другую версию сделки: он сам выступил ее инициатором, поскольку Ульяновский автозавод не участвовал в деятельности СП. Низкую цену пакета он объяснил тем, что его партнер ничего не вложил в предприятие, поэтому стороны договорились ориентироваться на величину уставного капитала. Он добавил, что в регионе 90% машин Ульяновского автозавода проходят через его компанию, и выразил намерение заниматься их реализацией и в дальнейшем. Впрочем, предприниматель не стал раскрывать объемы продаж.
Ъ ОАО «Северсталь-авто» владеет контрольными пакетами в Ульяновском автозаводе, Заводе микролитражных автомобилей и Заволжском моторном заводе. Объем производства автомобилей в 2006 году – 76 тыс. штук, двигателей – 248 тыс. штук. Выпускает модели УАЗ (UAZ Hunter и UAZ Patriot), собирает корейские внедорожники SsnagYong, легковые автомобили Fiat и грузовики Isuzu по лицензии. По данным «Тройки Диалог», выручка компании по МСФО за 2006 год составила $1 млрд, чистая прибыль – $70 млн.
«Северсталь-авто» в начале нынешнего года внесла корректировки в свою сбытовую стратегию, что совпало со сменой ее контролирующего акционера – крупный предприниматель Алексей Мордашов продал холдинг его гендиректору Вадиму Швецову предположительно за $450 млн. Как заявил тогда господин Швецов, «Северсталь-авто» займется созданием сети собственных дилерских центров по продажам брэндов, принадлежащих компании. Своя дилерская сеть, как объяснил он, – «эффективный бизнес в условиях растущего автомобильного рынка и хорошая возможность контролировать розничные продажи. Новый проект владелец «Северстали-авто» оценил в $100 млн.
Аналитик инвесткомпании «Финам» Константин Романов полагает, что собственная дилерская сеть позволит централизовать продажи и повысить эффективность сбыта. Такого результата, по его мнению, холдингу удастся добиться за счет установления единой цены на машины во всех своих автоцентрах, а также более жесткого контроля за сервисом.
Сервис-менеджер воронежского дилера Hyundai и Mitsubishi «Мартен-авто» Лев Суслин считает, что причиной неудовлетворительного сбыта УАЗов вряд ли является неэффективная деятельность региональных партнеров автозавода. UAZ Patriot, по словам господина Суслина, пока не выдерживает конкуренцию с внедорожниками иностранных производителей по ряду показателей, в частности – экономичности. «Поэтому покупатель кроссовера зачастую предпочитает бывшую в употреблении зарубежную модель, которая после трех-четырех лет эксплуатации по стоимости примерно равна новому UAZ Patriot», – пояснил он. А «старый добрый УАЗик» (UAZ Hunter), по мнению Льва Суслина, востребован узким слоем потребителей – охотников, деревенских жителей, что тоже не способствует наращиванию его продаж.