Центральную площадь Карсуна украсят ледяные скульптуры. Вот уже 18 лет подряд их создает 50-летний Николай Рыжкин. Причем, творит холодных дел мастер исключительно по ночам. Говорит, в темноте ему проще сосредоточиться.

Праздник

– Работать со льдом я начал еще в девяностом году, – вспоминает Николай Дмитриевич. – Тогда первый секретарь райкома поручил мне с другом сделать ледовыми скульптуры. Мы в этом деле неопытными были, ладно, рисовать умели, это помогло. Помучались, конечно, изрядно. Но в итоге все получилось отлично. С тех пор я каждый год устраиваю Карсуну такой вот праздник.

Ночи

Работает Николай Дмитриевич исключительно по ночам.

– Во-первых, любопытных и советчиков меньше, – объясняет чудо-скульптор. – Днем каждый подойдет, спросит, что да как. Пока всем объяснишь, уже и время ушло. Во-вторых, ночью работа увлекательнее, и мысли идут в нужное русло. Порой вот так бывает – на вечер планирую какой-нибудь фильм посмотреть. Ухожу к моим деду Морозу, Снегурке и все забываю. Придешь домой, а кино уже кончилось.

Работа скульптора, по словам Рыжкина, очень тонкий труд. Художник видит картину с одной стороны, а здесь приходится думать в трех измерениях, придавать объем. По уверениям Николая, именно ночью этот самый объем ему видится лучше. Поэтому приходит он часиков в девять вечера, и хлопочет до утра.

Руки

Для работы Рыжкову привозят вырезанный кубами лед. И только в теплые зимы он делает свои фигуры из снега.

– С рыхлым материалом работать труднее, – говорит Николай Дмитриевич. – Нужно сделать деревянный каркас, забить его снегом, чтобы плотным стал. На ночь открывал, работал и опять закрывал. Снег ведь недолговечен. Другое дело – лед. И выпиливать легче, и не разваливается потом, если никто не поможет.

13-летняя дочка Валя в курсе, чем занимается ее папка по ночам.

– Топор, лопата, и собственные руки, – вот и все его инструменты, – гордо говорит Валя.

– Бензопилой скульптуру можно было бы за день сделать, – подтверждает отец. – Но это мне не нравится. С пилой творчества меньше. А тут, пока топориком обтесываешь, обо всем забываешь, как будто в другом мире живешь.

Конкурс

Два года назад область провела конкурс «Новогодник», в котором всем районам предлагалось сделать скульптуры. Был год Собаки, и карсунец сделал детскую горку в виде головы этого животного. Сам губернатор Морозов сказал тогда, что это чудо сравнивать особо было не с чем – Николай Дмитриевич безоговорочно стал победителем.

– Хотелось бы провести целенаправленный конкурс, – предлагает скульптор. – Я бы сам помог всем участникам сделать работы. Только отнестись к этому надо серьезнее. В средней школе, например, заставили детей сделать фигуру. Но ведь ребенок даже при огромном желании хорошо не слепит, для этого навыки нужны. А я смог бы и на российском уровне с другими скульпторами посоревноваться. Но при одном условии – раз я работаю топором и лопатой, то и они тоже. Уверен, Карсун бы не опозорил.

Молодежь

Рыжкин не раз видел, как его творения безжалостно ломали. То папа с дочкой поиграет, а после них вместо скульптуры груда снега остается. То парень, спиртным подогретый, вдруг возьмется силу на Деде Морозе пробовать.

– Дед мороз, он ведь не ответит, – с грустью констатирует Николай Дмитриевич.

– Никому не нравится, что в парке громят скамейки, – рассуждает Николай. – Думают, как их наказать. А почему не подумать, как заставить хулиганов лавки сделать самим? Тогда бы парни знали – это лавка Саньки, вон та – Кольки. И ломать их точно бы не стали. А ребята дельные есть. Вот, к примеру, сосед – Максим Любовцов. Он по вечерам мне помогает. И ведь самую тяжелую работу мне делать не дает, сам все из рук врывает.

Крыса

В этом году Николай Дмитриевич хочет сделать небольшой городок. По его замыслу, центр украсят русский Дед Мороз и восточная Крыса – символ наступающего 2008 года.