Почему важнейший документ развития города

опять хотят обсуждать на бегу

Власти снова не хотят советоваться с горожанами о судьбах города, о развитии его пространства. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с постановлением мэра Ульяновска о проведении публичных слушаний по проекту изменений в Правилах землепользования и застройки в г. Ульяновске.

Во вторник председатель Комиссии по работе с обращениями граждан Общественной палаты Ульяновской области Евгений Лытяков обратился к прокурору Ульяновской области с просьбой обязать мэра отменить это постановление, поскольку оно вступает в противоречие с законодательством страны.

«Этим постановлением общественные слушания назначены на 14-15 января 2008г., т.е. через месяц после публикации проекта. Однако Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что такие обсуждения должны проводиться в течение не менее двух и не более четырех месяцев после публикации», – говорится в письме Лытякова.

Член Общественной палаты считает, что вместо двух месяцев, положенных по закону, на ознакомление и обсуждение остаётся всего несколько дней, потому что газету с постановлением и Правилами землепользования люди смогли увидеть только сейчас. Впереди новогодние праздники, сейчас всем не до того. В январе – больше недели отдыха. А пятнадцатого числа мэрия уже хочет принять документ. За эти несколько дней не то, что обдумать и обсудить – прочитать 88 страниц документа невозможно.

Между тем, Евгений Лытяков уверен, что сегодня Правила землепользования и застройки – важнейший документ, который определяет, где и как можно строить в Ульяновске, «это судьба города, парковых зон». Все помнят, что Генеральный план города был принят этим летом в не меньшей спешке, в условиях, когда вместо публики на слушаниях были больше чиновники из той же мэрии. То, что разработчики и чиновники назвали Генпланом, на самом деле было всего лишь схемой зонирования города. Детальную планировку разработчики обещали сделать в следующем году, но сейчас, по словам Лытякова, они уже ссылаются на отсутствие средств на оплату их работы. А мэрия уже сейчас даёт разрешения на строительство, ссылаясь на новый генплан. «Так появляются очередные проекты точечной и уплотнительной застройки, меняется не в лучшую сторону облик города, – говорит Лытяков. – Только почему-то мэр Москвы Лужков точечную застройку запретил, а наши архитекторы говорят, что такого понятия нет. Интересно: понятия нет, а застройка есть!».

Правила землепользования и застройки, безусловно, необходимы. Особенно в условиях отсутствия нормального Генплана. Сегодня это станет основным документом, на который будут ориентироваться и ссылаться архитекторы и застройщики. Принять его в спешке – всё равно, что тайно. Хотя процедура будет соблюдена. Помните, в детстве была игра, когда друг другу показывают на одну секунду страницу книги, а потом спрашивают, что там было написано. Примерно так будет с этими Правилами: поди, скажи, что не ознакомили или что общественные слушания не провели. Всё вроде было, а вроде и нет. Потом, когда начнутся возмущения жителей или краеведов по поводу незаконности строительства, им же и скажут: «А что ж вы вовремя не возмущались, когда проходили публичные слушания?».

«Если мы сейчас допустим утверждение скороспелых правил, мы потеряем город, – говорит Лытяков, – растащат землю, и вернуть уже ничего будет невозможно. Потому что частный застройщик потом эту землю приватизирует. Японцы, наученные горьким опытом, говорили нашим: ни в коем случае не раздавайте городские земли. У них были случаи, когда в центре города стояла частная развалюха, но никто не мог её тронуть, потому что хозяин заламывал невообразимую цену.

Даже после беглого просмотра Правил специалисты государственного историко-мемориального заповедника (ГИМЗ) «Родина Ленина» обнаружили серьёзные несоответствия Правил с другими документами. Так, почему-то существующие утвержденные границы заповедника в правилах называются «проектом», словно кто-то хочет их потом изменить, перечень объектов культурного наследия почему-то оказался неполным (как минимум два официально зарегистрированных исторических памятника там отсутствуют, зато включены те, что уже утеряны не без использования равнодушия властей). Не определены режимы особой охраны на территории Заповедника, не прописана процедура сноса и застройки или реставрации зданий в заповедной зоне. Между тем, все изменения должны проводиться только по согласованию с дирекцией заповедника. Главный архитектор ГИМЗ Людмила Козлова назвала нонсенсом высказывание юриста горархитектуры о том, что собственник здания (участка) вправе решать сам, что ему ломать и строить. Так что, похоже, не зря опасается представитель Общественной палаты: «Бизнес, по понятным причинам, старается занять в центре города всё, что только можно и нельзя. И если не будет четких правил, мы напрочь потеряем исторический облик Ульяновска, и его памятники, и его парки».