После выхода статьи «Волнуется не только Ульяновский, 8» позвонили больше 30 человек. Редкая тема вызывает такую, обвальную, реакцию. Лишь только одна позвонившая женщина сказала, что читать статью ей было неприятно и, почему-то сразу бросила трубку. Что ж, если кто-то думает, что писать о подобных вещах – это удовольствие, то он сильно ошибается. Но лично я считаю, что нельзя этого замалчивать. А уж читать или не читать – решать вам…

Реакция

О чём рассказывали новогородцы? (А звонили, кстати, не только жители Нового города и не только из тех домов, которыми управляет ООО «Жилстройсервис».)

Сначала – о самом «свежем» звонке, от жителя дома № 3А по проспекту Авиастроителей. Бюллетень для голосования ему принесли… 15 января: «Мы оба – пенсионеры. Живём на третьем этаже. И лифтом–то не часто пользуемся. А тут ещё собрались с нас за уборку подъезда брать почти по 50 рублей в месяц. В нашем подъезде платили уборщице по пять рублей с человека. Так она с нас и этих денег не брала. Говорила: какой от вас, стариков, мусор?.. И почему со всех домов за капремонт предлагают брать одинаковую сумму? Ведь у разных домов разная степень износа? А на какие виды ремонта, пусть полтора рубля с метра, собираются потратить? И как же мне голосовать? «Против»? А если только я один проголосую «против»?»

Один из частых случаев: старший по дому или подъезду приносит в квартиру бюллетень и просит тут же подписаться. Ели собственник начинает артачиться («Почитать нужно: за что голосуем-то?!»), то старший просит это сделать быстрее, и он зайдёт завтра: мол, управляющая компания торопит поскорее вернуть бюллетени…

Люди недоумевали по поводу опечатки за уборку подъездов (0,88 коп. вместо 0,88 руб.) и возмущались: «А разве эта уборка не входит в перечень работ по «содержанию и текущему ремонту»? Почему уборку вносят в разряд «дополнительных» услуг? Это значит, что мы будем ещё больше платить?»

У жителей дома, который обслуживает ООО «РЭС» (у них голосование тоже проходит в январе) больше вопросов было по капремонту. Позвонившие мне – строители, и потому на практике знакомы со строительством и ремонтом. Больше того, они даже нашли в Интернете Федеральный закон №185 («О фонде содействия реформированию ЖКХ») и внимательно его изучили, а потому возмущались отсутствием в бюллетене перечня работ, на которые компания предлагает собирать по полтора рубля. Ведь перечень должен быть расписан. И тариф на капремонт для каждого дома должен быть свой, а не «поголовный» – 1 руб. 50 коп. Одно дело – дому 10 лет, другое – 20…

И, в конце концов, большинство жителей Нового города спрашивали: «Что же делать?»

«Деликатная» ситуация

Порадовал звонок от Надежды Александровны, живущей в доме №7 по проспекту Авиастроителей (о сложных отношениях этого дома с управляющей компанией «НГС» рассказывал весною 2007 года). Надежда Александровна сообщила, что жаловались на «Жилстройсервис» и в жилищную инспекцию, и даже в Москву… В общем – требовали, скандалили, добивались.

Итог: подъезд отремонтировали, рамы в нём заменили. Даже колер подобрали по желанию жителей – персиковый (а не как в соседних подъездах – тёмно-синий). Больше того, ремонт обошёлся почти вдвое дешевле: и закупку материалов, и работы Надежда Александровна контролировала. И если в прошлом году женщина всё сомневалась – стоит ли затевать тяжбу с управляющей компанией, удастся ли выиграть в «борьбе», то сейчас она заявляет: «Я теперь ничего не боюсь. Заставить работать можно любую компанию». Правда, извините, Надежда Александровна, что расскажу об этом: экзема высыпала. На нервной почве…

И, наконец, последнее, что сообщу о реакции жителей Нового города. Старшая по дому, который обслуживает ООО «Жилстройсервис», не пожелавшая представиться (думаю, поймёте – почему), сообщила, что компания поручила ей разнести бюллетени по квартирам и потом собрать их. А недавно начали торопить: мол, собирай скорее. И поскольку кто-то из соседей вообще не хочет голосовать, кто-то не знает – как, женщине предложили прийти в офис компании и самой (!!!) заполнить бюллетени за её соседей. «Это же – преступление, – говорила женщина мне в трубку телефона, – это значит, что они могут запросто подтасовать результаты голосования!»

Уборка входит в тариф

Первое. В постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 («Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…») говорится: «Содержание общего имущества… многоквартирного дома включает в себя… уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования…» А подъезды как раз и относятся к помещениям общего пользования.

Второе. Кстати, в Новом городе есть управляющая компания (УК ООО «МегаЛинк»), которая провела голосование, во-первых, ещё осенью прошлого года.

Во-вторых, тариф на «содержание и ремонт» в «МегаЛинке» утверждён такой же, как предлагает «Жилстройсервис» – 9 руб. 48 коп. Но. В домах, которыми управляет «МегаЛинк», в эти 9,48 включена и «оплата уборщиц лестничных клеток» (0,4 руб. с метра жилплощади). И составляющие тарифа, кстати, расписаны по всем строчкам.

В прошлом же году эта компания произвела обследование домов, а затем для каждого из них составила смету капитального ремонта (по 8-9 видам ремонта). В зависимости от состояния домов тариф на капремонт получился разным. Один из самых высоких – для дома 40 лет Победы, 10 (дом построен одним из первых в Новом городе и находится в плохом состоянии) – 1 руб. 63 коп. Второе «но»: компания предложила жителям проголосовать за то, чтобы «растянуть» капремонт на два года (чтобы жителям не столь накладно было). Так что тариф получился в два раза меньше…

Скандал, или Плохие-хорошие новости

Насколько эти новости плохи или хороши – решать вам.

Новость первая. Жители Нового города, посетившие ООО «РИЦ» в начале января этого года и внесшие квартплату за январь, увидели в квитанциях, что тариф «содержание и ремонт жилья» ООО «Жилстройсервис» пока не изменился: 8 руб. 10 коп. Конечно, это правильно, ведь голосование в домах «Жилстройсервиса» по этому тарифу заканчивается только 21 января.

Новость вторая. В ООО «РИЦ» 15 января мне сообщили, что ООО «РЭС» и ООО «Жилстройсервис» уже уведомили «РИЦ» о том, какие тарифы по капремонту нужно выставлять для оплаты жителям (правда, сказали в «РИЦ», «Жилстройсервис» почему-то потом отозвал своё письмо-уведомление). Другие источники утверждают, что письма от обеих этих компаний по тарифам капремонта всё же находятся в «РИЦе». Даже не вдаваясь в подробности (размеров тарифов на капремонт) ситуация получается, мягко говоря, скандальной.

Потому что уведомить «РИЦ» о тарифе на капремонт можно только после окончания голосования. Поскольку в каждом доме есть неприватизированные (то есть муниципальные) квартиры, то от их имени по повестке общего собрания обязательно должен голосовать муниципалитет. Ведь городская власть, как и жители, тоже должна убедиться в том, что предлагаемый ей управляющей компанией тариф на капремонт действительно обоснован. Потому что раскошелиться на капремонт придётся и городскому бюджету (на равных с жителями – собственниками квартир).

Далее… Для принятия решения по капремонту необходимо не менее двух третей (то есть больше 66,7%) голосов от общего числа голосов собственников дома. Доля приватизированных квартир в Новом городе в разных домах разная, но в среднем – около 70%. То есть, без голосов муниципалитета управляющая компания и теоретически и практически не сможет получить «добро» на капремонт. То есть, теоретически одних только голосов жителей может хватить для принятия решения, но принять его только голосами жителей невозможно практически.

Если же ещё до окончания голосования управляющая компания уведомляет «РИЦ» о тарифах на капремонт, то это говорит, как минимум – о подтасовках. Максимум – о подтасовках и сговоре с чиновниками. Или, в худшем случае, о взятках, коррупции…

«Что делать?»

Этим вопросом заканчивались все разговоры с читателями. Что делать – вроде всем и давно известно. Но вот КАК это сделать?

Да просто! Прочитать мэру Ермакову эту статью, да вдарить кулаком по столу: «Сколько можно родину Ленина и власть ея позорить?!» И пулею полетят к нему на служебных «Волгах» да «Жигулях» исполняющие обязанности заммэра по ЖКХ Егоров и председателя комитета ЖКХ Павлов, а директора управляющих компаний мигом примчатся на иномарках! Да приказать, чтобы все документы нужные с собою прихватили. И, глянув хозяйским глазом в печати да подписи, всыпать, кому нужно и как следует, чтобы больше неповадно было ульяновцев дурачить да грабить, и мэра подставлять. И распорядиться навести порядок, а потом и в газетах про это написать…

Смешно?.. Или вы подозреваете этот «метод» в утопичности?

Конечно, вы правы. Два года назад в Ульяновске началась «реформа» ЖКХ. Два года журналисты пишут обо всех перекосах «реформы», предупреждая, к чему эти перекосы приведут. Привели: жители остались один на один с управлением своими домами…

Руководитель городского центра по защите прав потребителей Григорий Калёнов, например, не считает обращения горожан в мэрию (или комитет ЖКХ мэрии) эффективными. А рекомендует обжаловать действия управляющих компаний в суде, или, в случае существенных нарушений договора с УК, расторгать с нею договор и выбирать другую компанию…

Некоторым ульяновцам, действительно, удаётся доказать в суде, что их управляющая компания не оказывает некоторых услуг, за которые взимает плату. Суд принимает решение – произвести перерасчёт. Но таких случаев – единицы. И не у каждого хватит возможности (времени, способности, денег) отстоять свои права в суде. Как единичны и случаи «победы» в «борьбе» с управляющими компаниями. Как в перевернутом мире: людям приходится тратить своё время, здоровье и деньги, чтобы заставить сделать оплаченные ими работы…

А вы знаете, сколько в 2007 году мы потратили на содержание городской власти (сотрудников городских комитетов, управлений, районных администраций, мэрии, гордумы и т.д.)? 436 миллионов! Из них только на саму мэрию – 77 миллионов, да на комитет ЖКХ – 17…

От автора, уважительно и вежливо

В середине декабря в подъездах домов «Жилстройсервис» появились объявления о предстоящем заочном голосовании. Объявления заканчивались фразой: «Просим Вас проявить уважение и вежливость к представителям от управляющей компании…»

Думаю, что большинство представителей этой компании и в самом деле достойны уважения и вежливости, и что с первого раза догадаюсь о вашем отношении к её руководителям, чиновникам-коммунальщикам и первым «лицам» Ульяновска.

Как уверен и в том, что у многих просто голова раскалывается в поисках выхода из сложившейся ситуации.

Что делать? Первое, что приходит на ум – не молчать, звонить «во все колокола». Звонить буквально: мэру (41-45-08), председателю гордумы (41-38-00), заммэру по ЖКХ (42-00-46), в комитет ЖКХ (41-88-28), областную жилищную инспекцию (44-68-70), своим депутатам, в управляющую компанию, прокуратуру, в редакции СМИ. Второе – писать заявления (оставляя второй экземпляр у себя) и письма (обязательно – заказные).

Осенью и зимою прошлого года власть боялась «испортить» голосование в Госдуму – 2 декабря – и тупо молчала о тарифах на ЖКУ на 2008 год. Сегодня её голова занята решением новых ребусов: какого кандидата «замочить», а какого «протащить» в депутаты Законодательного собрания, да больше голосов собрать от ульяновцев за «нужного» кандидата в президенты 2 марта.

Нам надо сделать так, чтобы у власти голова заболела от решения НАШИХ, сегодняшних проблем. Нельзя молчать. И голосовать «за» или «против» капремонта тоже нужно! Где считаете правильным, там и ставьте «галочку». При голосовании по тарифу ваш голос «весит» гораздо больше, чем при голосовании за кандидата.