22 января Фонд «Право Матери» выиграл дело о признании потерпевшим отца погибшего солдата Евгения Филиппова (1986 г.р.) из Ульяновска. Жалоба правозащитников была удовлетворена Люберецким гарнизонным военным судом в полном объеме.
Евгений был призван в армию 22 июня 2006 г., проходил военную службу сначала в в/ч 83421 в Московской области. Там произошла неприятная история – он заступился за одного из солдат, которого избивали: в результате избитого комиссовали, а Женя оказался в госпитале со сломанной челюстью.
После учебки Женя попал в в/ч 83420 (Москва, бригада охраны важных объектов МО РФ). 5 июня 2007 г. он погиб. Официальная версия его гибели, сообщенная родителям командованием части, – «самоубийство». Однако у родителей есть основания думать иначе. В части Евгений подвергался постоянным издевательствам, оскорблениям и избиениям со стороны сослуживцев. Кроме того, периодически Женя обращался к родителям, прося выслать денег. О том, что его бьют, он неоднократно сообщал родителям, говорил, что его ротный, Николаев Андрей Владимирович, знает об этом, но ничего не предпринимает. Родители общались с ротным и Николаев, по их словам, подтверждал информацию о том, что их сына бьют. Погиб Женя в части № 83421 (возвращаться в которую он не хотел и боялся), куда его перевели за несколько дней до гибели.
Казалось бы, при стандартном сроке следствия по уголовному делу (2 месяца), родители Жени давно должны были знать информацию по уголовному делу о гибели их сына. К сегодняшнему дню у них на руках должны были быть если не все материалы уголовного дела, то – хотя бы основные документы.
Однако прокуратура Люберецкого гарнизона до сегодняшнего дня игнорировала родителей погибшего. По делу о гибели собственного сына Надежда Анатольевна и Александр Васильевич не знают абсолютно ничего. Такое впечатление, что люди в погонах про них помнили, пока их сын был жив, но Жени больше нет, и его родители забыты, им не считают нужным предоставлять информацию, на которую они имеют право, не считают нужным отвечать на их заявления.
Равнодушное безмолвие военной прокуратуры Люберецкого гарнизона, нарушающее права родителей погибшего, вынудило нас обратиться с жалобой в суд. Мы потребовали признать отца погибшего потерпевшим по уголовному делу. Интересы семьи погибшего представляла юрист Фонда «Право Матери» Юлия Ларина. Она изложила позицию Фонда: в соответствии со ст. 42 УПК и ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Александр Васильевич Филиппов как отец погибшего должен быть признан потерпевшим. Военный прокурор Люберецкого гарнизона подполковник юстиции Шугуров Евгений Александрович, ранее отказывавший родителям в этом статусе, в суде с позицией Фонда «Право Матери» вынужден был полностью согласиться.
После совещания судья Габдрахманов Ильдар Габдельбарович вынес решение, которым отказ прокуратуры Люберецкого гарнизона был признан незаконным; обязал прокуратуру признать отца погибшего потерпевшим.
Дело сдвинуто с «мертвой точки».