Додосов Александр Николаевич
Выпускник Казанской Государственной Консерватории, заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент кафедры хорового дирижирования Ульяновского Государственного Университета, директор ДШИ № 10… все это о Додосове Александре Николаевиче. Просматривая публикации в СМИ, посвященные его деятельности, я обнаружила, что большинство печатных изданий представляют его как талантливого, аристократичного, немного богемного человека, избалованного вниманием прессы, любовью зрителей и учеников. Люди, близко знакомые с Александром Николаевичем, напротив, отзываются о нём, как о скромном и очень незаурядном человеке, безумно преданном своей семье, талантливом педагоге и приятном собеседнике с отличным чувством юмора. Я постаралась выяснить, в чём заключается загадка такого разного восприятия этого удивительного человека.
Остались только те, кто считает, что «если не я, то кто же?»
– Александр Николаевич, в одной из газет я прочла о Вас следующее высказывание: «Талантливый хормейстер талантлив во всем: и в организации фестивалей, и в организации отдыха для ребят своей школы». Как в Вас уживаются музыкант, руководитель хора, организатор, продюсер? Что это, дар, талант или титанический труд?
– Во многом это просто преувеличение. Я считаю, что продюсерский талант у меня отсутствует, поскольку, если бы он был, то наша школа жила бы давным-давно припеваючи. Конечно, у нас многое получается, но в этом заслуга всего преподавательского состава, заслуга наших учеников. А самое главное, я уверен, что есть там сверху тот, кто на нас смотрит и нам помогает, потому что мы делаем благое дело. Это признают даже люди, которые не понимают, зачем мы, как наседки, возимся с чужими детьми днями и ночами, зачем воскрешаем веру в то, что многие хотят забыть. Сейчас все держится на голом энтузиазме, на людях, которые работают вопреки существующим доходам. Поэтому для того, чтобы наши дети продолжали обучение в школе, мы организовываем не только учебный процесс, но и продумываем массу других вещей. Конечно, всё это даётся очень не просто, например, чтобы написать новогодний сценарий, мне понадобилась неделя, потому что пишется он в стихах, приходится ждать вдохновения, определённого творческого порыва. Кроме того, важно не только стихосложение, гораздо сложнее придумать перипетии сюжета, вплести в него яркие персонажи. Мы стараемся, чтобы сценарий был интересен и ребятам, которые задействованы в спектакле, и нашему зрителю, и педагогам. Благодаря этой совместной деятельности в нашем коллективе царит прочная, здоровая атмосфера. Наверное, счастье в работе заключается именно в этом – в возможности объединить своих единомышленников и вместе делать полезное и нужное не только себе.
– То есть Ваш успех можно объяснить не наличием своих собственных талантов, а любовью к культуре и желанием донести свои ценности до воспитанников, желанием приобщить к этим ценностям как можно большее количество людей?
– Да, Вы правы. Во-первых, выпускники консерватории – это и так «штучный товар». А во-вторых, учитывая то, что работа эта должным образом не оплачивается, то в профессии остались только те, кто считает, что «если не я, то кто же?». Видимо, любовь и преданность своему делу настолько сильны, что все силы и знания я направляю только на школу, на ребят, на наше творчество. Многие могут сказать, «дескать, видимо, ничего другого просто делать не могут», но это не правда. У меня, например, есть еще одно образование, я окончил естественно-географический факультет, много лет работал географом в школе, преподавал, водил детей в походы. Поскольку я географ с хорошей теоретической базой и огромным практическим опытом то могу поделиться своими знаниями с детьми, тем самым воспитывая в них любовь к России, к её уникальным природным богатствам. В каждом нашем маленьком путешествии ребята приобретают море ценной информации. Например, однажды, когда мы устроили привал в одном из живописных мест, к нам вышел лесничий и рассказал, что мы только что нарушили «зону тишины». Оказалось, что неподалеку находятся гнездовья глухарей, которые из-за шума, повинуясь инстинктам, оставляют свои гнёзда и никогда уже не возвращаются назад, бросая свой выводок на произвол судьбы.
– ДШИ №10 – самая необычная школа искусств в нашем городе. Сегодня есть то, к чему Вы шли двадцать лет. Сложным ли был этот путь лично для Вас?
– Наша жизнь не окрашена в розовые цвета, но всё зависит от системы оценки ценностей. Человек должен быть счастлив сам для того, чтобы осчастливить других. Конечно, в материальном плане не всё безоблачно, зарплаты наши невелики, причём, так обстоят дела не только в Ульяновске, а по всей стране. Правда, с приходом к власти нового руководства многим школам стала оказываться колоссальная помощь. У нас, например, починили крышу, заменили отопление. Сейчас нам стали помогать депутаты, за счёт чего мы смогли приобрести новую звуковую аппаратуру. Очень важно осознавать, что ты не один на один «барахтаешься» со своими проблемами, а что есть люди, готовые помочь.
– Не секрет, что Вы всю свою жизнь работаете с детьми. Заслужить авторитет у ребенка намного сложнее, чем заслужить авторитет у взрослого человека. Как Вам удается находить с ними общий язык? Есть ли конкретные методики, которые Вы можете посоветовать учителям?
– Ещё будучи преподавателем в школе, я обнаружил для себя одну простую вещь – нет какой-то общей методики, есть методика конкретного человека. Ученики всегда проверяют педагога, и чем моложе педагог, тем изощренней действуют ученики. Я помню, что когда в первый раз вошел в класс в качестве учителя, будучи еще студентом, то увидел, что все дети стоят на стульях и шумят. Оказалось, что перед моим уроком, а это был урок зоологии, из живого уголка кто-то выпустил ужа. Я не люблю змей, но мне пришлось взять этого ужа и вернуть его на место. Это было моё первое испытание, которое я с блеском прошёл, поэтому на следующий урок я пришёл в класс, в котором стояла гробовая тишина, и мне не пришлось даже повышать голос. Конечно, в институте нас учили всевозможным премудростям, с помощью которых можно добиться уважения со стороны учеников, например, я как географ мог, не глядя на доску, нарисовать карту любой страны и нанести на неё реки, города, обозначить зоны добычи полезных ископаемых и многое другое. Со временем мне удалось заслужить авторитет, и необходимость использовать подобные трюки отпала, но я всегда помнил о простом и гениальном высказывании одного педагога: «Если нет авторитета среди учеников, то в школе делать нечего».
– Я знаю, что Вы увлекаетесь авторской песней, ежегодно участвуете в программе Грушинского фестиваля, а в этом году коллектив «До-до-си» даже открывал фестиваль. При этом большое внимание в работе Вы уделяете классической музыке. Это принципиально разные направления. Как Вы находите баланс?
– Действительно, среди профессиональных музыкантов существует некое пренебрежение к авторской песне, но я категорически не согласен с этой позицией. Любовь к авторской песне появилась в моей жизни очень рано, еще во времена студенческих походов. Тогда были популярны песни Высоцкого, Галича, Градского, Окуджавы, Визбора. Это сейчас мы знаем, кому принадлежат эти песни, а тогда даже не знали, но с упоением пели их под гитару возле костра. Грушинский фестиваль – это отголосок того времени. Кроме этого, я очень ценю атмосферу профессионализма, которая там царит. Для меня Грушинский фестиваль – это удивительный синтез профессионализма и духовности. Вообще мир музыки подобен айсбергу – всегда открываешь что-то неизведанное, новое и начинаешь воспринимать всё по-другому, поэтому я с уважением отношусь ко всем явлениям этого мира.
Многие вещи, о которых говорил мой собеседник, глубоко тронули меня. Александр Николаевич с горечью рассказал о том, что, несмотря на свою известность и признание, не может помочь своим родным детям купить жилье, потому что, оказывается, зарплата заслуженного работника культуры не позволяет взять кредит ни в одном банке. Ужасно, что человек, который, казалось бы, достиг вершин в своей карьере и может идти по жизни с высоко поднятой головой, сталкивается с тем, что современный критерий успешности человека напрямую связан с его благосостоянием. Почему? Кто это придумал? Кто заставил нас верить в это? Радует одно, что в жизни Александра Николаевича есть то, что поддерживает его и помогает не свернуть со своего пути, то, что нельзя измерить никакими деньгами – это безграничная любовь, преданность и благодарность его воспитанников.
Сколько мне отпущено, не знаю, но буду стараться, чтобы успеть сделать
всё задуманное
– Когда-то Вы работали инструктором по культуре. Казалось бы, прошло меньше тридцати лет, но даже сама должность сейчас звучит абсурдно. На Ваш взгляд, почему это произошло?
– Все очень просто, произошла децентрализация, верным спутником которой является хаос. Можно по-разному оценивать систему централизации власти, у которой есть свои и очевидные плюсы, и очевидные минусы. Расскажу на примере. В своё время в Ульяновской филармонии работали такие солисты, как Лариса Долина, Сергей Захаров, Ирина Понаровская, бит-квартет «Секрет», которые выступали на важных правительственных концертах в Ульяновске. В одном из таких мероприятий принимала участие Лариса Долина.
Во время концерта она вдруг очень естественно скинула с плеч пелеринку, и ничего крамольного и ужасного в этом не было. Но, видимо, с места руководителя аппарата обкома что-то всё-таки было видно, и непонятно, что там шевельнулось в его душе, однако это его возмутило. За эту «проделку» Долиной досталось режиссеру концерта Герцену. Это негативное проявление системы централизации, когда каждый обладающий толикой власти считает себя вправе вмешиваться и делать замечания. Что же касается системы децентрализации, то она порождает сознательное уничтожение культуры с помощью средств массовой информации, культивируя примитивизм. Это однодневные сериалы, кривляющиеся перед камерой люди, которые считают себя актерами, некомпетентные журналисты. Это – халтура во всех её проявлениях.
– Что для Вас значат понятия патриотизм, любовь к Родине, к городу? Как нужно любить свою Родину?
– В последние двадцать лет фраза «любовь к Родине» и «боль за Родину» почти тождественны, и мы с болью смотрим на всё, что творится вокруг. Некоторые не в силах все это вынести – уезжают. Я уверен, что проявление и доказательство любви – это поступки. Отсюда и наши спектакли, походы, привитие детям уникальной культуры, музыки, литературы, для того, чтобы имели представление о том, чем гордимся, за что боремся, за что страдаем мы. Сколько мне отпущено, не знаю, но буду стараться, чтобы успеть сделать всё задуманное.
– Кто, на Ваш взгляд, лучший руководитель страны за всю историю России в плане любви к стране, уважения к её культуре, к её народу?
– Наверное, наиболее мирный период был во времена Леонида Ильича Брежнева, он был достаточно предсказуемым политиком. Сейчас очевидна тенденция к стабилизации, но лично меня пугает то, что об этом слишком много говорят. Как в одном известном анекдоте. Приехал кто-то из инспектирующих лиц и говорит: «Иосиф Маркович, как вы жили раньше, как сейчас?». Он отвечает: «Раньше жили хорошо, а сейчас ещё лучше, но мы согласны жить опять хорошо».
Когда Александр Николаевич говорил о России, мне вспомнилось произведение Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера», ключевой идеей которого была мысль о том, что настоящий художник может жить и работать только в условиях чёткой системы.
Наша беседа уже подходила к концу, а у меня оставалось ещё много вопросов, которые хотелось задать моему мудрому гостю о его семье, о том, что он ценит в людях.
Высшее счастье – это когда люди понимают друг друга с полувзгляда
– Какие качества цените в людях? Каких людей хотите видеть рядом с собой?
– Прежде всего, людей, у которых есть душевное равновесие. Очень ценю обязательность, профессионализм и преданность делу. Ну и вообще все положительные моральные качества.
– Чувство юмора – это хороший союзник в Вашей жизни?
– Да, конечно. Правда, не уверен, есть ли у меня чувство юмора, но я очень люблю людей с юмором, считаю, что они несут положительный заряд. С такими людьми очень легко и общаться, и работать, и жить.
– Вы счастливый человек?
– Конечно, рядом со мной по жизни идёт любимый человек, с которым мы уже прожили 37 лет в браке. За это время мы ни разу не сказали друг другу ни одного обидного слова. Я уверен, что высшее счастье – это когда люди понимают друг друга с полувзгляда. Мы с женой – одно целое, у нас на двоих успехи, удачи, радости. Она моя главная Помощница, моя Опора, моя Муза, без неё не было бы ни школы, ни учеников – вообще ничего.