Конфликт в Ульяновском ТЮЗе вышел за рамки внутренней «разборки»» и обрел публичность.
Драма разыгралась нешуточная, вполне в театральном духе: с противоборством сторон, эмоциональным выяснением отношений, письмом протеста, громким уходом из театра недовольных. О вышедшей из-под контроля ситуации заговорили в местных СМИ, вынуждена была провести пресс-конференцию Татьяна Ившина, директор Департамента культуры и архивного дела, возглавлявшая комиссию по разбору этого неприятного происшествия.
Что же случилось? Для начала представим противников.
Эдуард Терехов, главный режиссер театра, заслуженный артист России. До его прихода в Ульяновский ТЮЗ в 2004 году этот театр, созданный тремя годами раньше, с трудом дотягивал до самодеятельного уровня. Терехов сформировал достаточно сильную труппу, начал ставить настоящие театральные спектакли, вывозить их на фестивали. «Небольшой» из Ульяновска заметили, оценили. Постановку «Снегурушка» отметили наградой на «Золотой репке» в Самаре в 2006 году. Этот же спектакль получил приз в номинации «Самое яркое впечатление» на нашем областном «Лицедее-2007». Театр пригласили на международный фестиваль «Арлекин» в Санкт-Петербурге и даже на гастроли в Японию.
Не менее одарены талантами оппоненты главного режиссера. Художник Дмитрий Аксенов – единственный в Ульяновске лауреат национальной премии «Золотая маска». Успех большинства постановок «Небольшого» связан, безусловно, с его в них участием. Несомненный лидер среди актеров – Алексей Храбсков. Его в 2006 году на Всероссийском фестивале детских театров в Пензе критики назвали ни больше ни меньше «новым Чарли Чаплиным». Марианна Тутолмина до конфликта – и.о. директора театра. Она жила работой и стала автором социокультурного проекта, сопровождающего спектакль «Звезды» на актуальную тему молодежной наркомании. К этим лидерам примкнуло еще несколько человек – актеров и персонала театра.
Как получилось, что единомышленники превратились практически во врагов? Похоже, что начало расколу, уже подспудно зревшему, положила неудачная попытка Эдуарда Терехова поставить «Кароля» Мрожека. Этот драматург – крепкий орешек и для более умудренных опытом режиссеров. Для начинающих артистов – тем более. Терехов тогда публично выразил неудовольствие уровнем своей труппы.
Эдуард так представляет свою позицию:
– Эти актеры – мои дети, я принял их в пеленках, со мной они делали первые шаги по сцене. Поначалу их пришлось «втаскивать» в роли, потому что нужно было создавать репертуар. Но на новом этапе я начал предъявлять к ним более жесткие требования. Не все оказались к этому готовы. Разногласия «подогревались» искусственно, актерам передавали мои критические высказывания о них, сделанные в конфиденциальных разговорах. А потом ребята перестали меня слушать, театр начало шатать…
О главных обидах актеров Алексей Храбсков рассказывает следующее:
– Мы почувствовали, что Терехов остыл к театру. Он сам говорил мне и Аксенову, что «все бесполезно», что хочет уехать. В конце мая он стал ставить «Кароля», потом отложил это до осени, а в сентябре объявил, что спектакля не будет, хотя уже была закуплена большая часть материалов. В результате виноватыми оказались актеры. Между тем, в течение прошлого сезона Терехов не поставил ничего серьезного. Мы сидели без дела, хотя очень хотели работать. К слову сказать, в театре собрались люди, готовые целиком отдаваться творчеству…
Кульминацией конфликта стали выборы директора ТЙЭЗа в декабре прошлого года. На место претендовали двое: уже несколько месяцев исполнявшая обязанности в этой должности Марианна Тутолмина и Эдуард Терехов, решивший, что, став директором, он сможет навести в театре должный порядок и взять ситуацию под контроль. В работе Марианны, по словам Татьяны Ившиной, были обнаружены финансовые нарушения. Власть передали главному режиссеру. Несогласные с этим 14 тюзовцев во главе с Тутолминой, Аксеновым и Храбсковым хлопнули дверью «Небольшого».
Однако поздравлять с победой некого. Остается подсчитывать потери. ТЮЗ оказался без нескольких талантливых и нужных ему людей. В подавленном состоянии Терехов, которому придется восстанавливать труппу и репертуар. Понял ли он, что его подросшие «дети» требовали особого подхода и такта, что атмосфера творческого коллектива настолько хрупка, что разрушить ее способно даже одно неловкое слово?..
Однако самой пострадавшей стороной в этой театральной истории оказались зрители. Собственно, раскол в жизни театра – явление не такое уж и редкое. Громко ссорились и «разводились» Станиславский и Немирович-Данченко, Олег Ефремов и Татьяна Доронина, Юрий Любимов и Николай Губенко. Но в нашем случае конфликт ударил особенно больно. Дело в том, что о ТЮЗе в Ульяновске мечтали давно и говорили о нем, как о недостающем звене между кукольным и драматическим театрами, необходимом для воспитания полноценного зрителя. И вот теперь, когда театр появился и встал на ноги, его падение на взлете воспринимается как чрезвычайно обидное, даже досадное обстоятельство.