В условиях рыночной экономики региональные власти имеют возможность оказывать влияние на развитие промышленности, прежде всего путем создания привлекательного бизнес-климата на своей территории. О шагах, предпринимаемых в этом направлении, мы беседуем с председателем комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по промышленной политике, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Игорем СЕЛИВЕРСТОВЫМ.

– Игорь Викторович, существует ли четкий план вывода ульяновской промышленности на новые, достойные ее истории рубежи?

– Еще 28 октября 2004 года был принят областной закон «О промышленной политике», а годом позже -«Концепция развития промышленности на 2006 -2010 годы». В этих документах и дана оценка состояния всего комплекса, тенденций его развития, определены основные направления модернизации и преобразований, система мер государственного регулирования и поддержки. В основу общего механизма реализации концепции заложена разработка программ развития различных отраслей промышленности. Так, в декабре 2006-го была утверждена областная целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки», в которой регламентированы активизация инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, развитие кадрового потенциала и реализация мер господдержки. Вообще же в 2004 – 2007 годах на региональном уровне был утвержден целый ряд перспективных комплексных программ экономического блока, в которых определены конкретные меры по поддержке предприятий различных отраслей промышленности. Уже сейчас можно сказать, что эти акты довольно успешно работают, позволяя решать сложнейшие задачи и укрепляя промышленный потенциал области.

«Заволжье» – пионер промышленных зон

– Давайте подробнее поговорим о вопросе увеличения инвестиций, без которых, и это понятно всем, невозможно наращивание промышленного потенциала.

– Для привлечения вложений в региональную экономику в августе прошлого года утверждена областная программа «Формирование и развитие промышленных зон области». Главная ее задача – создание предприятий на территории промышленной зоны «Заволжье», и опираясь на этот опыт, предложение инвесторам других площадок для промышленной застройки. Создание новых производств в этой зоне только в текущем году позволит привлечь три миллиарда рублей инвестиций, создать 200 рабочих мест и получить 100 миллионов дополнительных налогов. К 2010 году эти цифры должны вырасти до шести миллиардов, 400 рабочих мест и одного миллиарда налоговой прибыли.

– Цифры, Игорь Викторович, немалые. За счет чего планируется достичь их?

– Во-первых, за счет создания в рамках зоны «Заволжье» одного из крупнейших в России пищевых кластеров с участием иностранного капитала (предварительные договоренности уже достигнуты с такими компаниями, как «SABMiller» и «MARS»). Во-вторых, следует учесть, что на каждый бюджетный рубль мы привлечем более 100 рублей частных инвестиций, не считая интегрального эффекта для экономики области в целом. В-третьих, кроме новых рабочих мест на производствах будет увеличено число сотрудников обслуживающих организаций и фирм-поставщиков. Также не обойдется без дополнительных заказов на строительно-монтажные работы. Все это, по оценкам специалистов, и позволит, начиная с 2009 года, увеличить налоговые поступления в областной бюджет более чем на миллиард рублей. При этом собственные затраты окупятся уже в первый год после запуска предприятий промышленной зоны.

Законодательство как антикризисный метод

– Создание новых производств – это замечательно. Но как же быть с уже существующими предприятиями, например, с Авиастаром? Какие меры предпринимаются для возрождения авиагиганта?

– Начнем с того, что благодаря областному закону о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам было предотвращено банкротство «Авиастар-СП». На момент принятия этого закона задолженность завода составляла свыше 180 миллионов рублей. Цифра по тем временам – просто громадная. Утвердив реструктуризацию, Законодательное Собрание не просто сохранило самолетное производство, но позволило ему начать наращивать обороты. Не случайно сейчас Авиастар имеет стабильные заказы на «Ту-204», прорабатывается вопрос возобновления производства «Русланов», в проекте – ремонт и обслуживание «Боингов».

Начиная с 1996 года, областной парламент уделяет особое внимание социально-экономическому положению Авиастара. Именно в том году Президенту и премьер-министру РФ было направлено депутатское обращение о необходимости принятия срочных мер в связи со сложной экономической обстановкой на предприятии, которая в любой момент могла перейти в критическую. Двумя годами позже в новом обращении к Президенту, Государственной Думе и Совету Безопасности говорилось о недопустимости сделки, связанной с приобретением 31 самолета иностранного производства. Это стало бы нокаутом не только для Авиастара, но и для всего российского самолетостроения.

В 2001 году Законодательное Собрание подняло перед Правительством РФ, Советом Федерации и Государственной Думой, вопрос о необходимости принятия неотложных мер господдержки российских авиаперевозчиков и производителей авиатехники -отрасль на тот момент практически была разрушена. Ульяновские законодатели видели выход в стимулировании лизинга отечественной авиатехники. Во многом на основании именно их предложений и было составлено соответствующее обращение Совета Федерации к Президенту России. В 2002 году Законодательное Собрание просило Парламент принять закон о национализации, с целью передачи пакета акций ЗАО «Авиастар-СП» в руки государства.

Наряду с перечисленными обращениями принимались и региональные законы, существенно облегчавшие положение на заводе и позволявшие ему окончательно не скатиться в глубочайший кризис. Закон «О поддержке лизинга авиационной техники» предоставил налоговые льготы лизинговым компаниям, зарегистрированным в области, а освободившиеся средства были направлены на закупку самолетов и комплектующих. Изменениями в закон «О налоге на имущество организаций» налоговая ставка для Авиастара была снижена до 0,95 процента, вместо общеустановленной в 2,2 процента. Эти и другие меры позволили предприятию выйти из затяжного кризиса, встать на ноги и начать наращивание производства. Как вы знаете, только до 2015 года планируется выпустить 140 лайнеров «Ту-204». Не за горами – начало производства «Ан-124», «Ил-76», возможно, – российско-индийских моделей.

Новое – не компенсирует развал старого

– Кстати, о квартирном вопросе. Тема строительства – тоже профильная для возглавляемого вами комитета…

– Рост объемов жилищного строительства является одним из главных направлений в работе всех органов власти. Области крайне необходимо создать рынок доступного и комфортного жилья, удовлетворить потребности населения. К сожалению, строительный комплекс, как наиболее подверженный различным видам рисков, понес большие потери. Но, начиная с 2005 года, в нашей области наметился положительный сдвиг в этой сфере. Ввод жилья увеличился на 83 процента к объему 2004 года. В 2006-м -еще на 13 процентов. И только за десять месяцев прошлого года было построено уже столько же.

Для скорейшего решения проблемы в 2006 году утверждена целевая программа «Развитие малоэтажного строительства», в рамках которой к 2010 году предлагается ввести в строй миллион квадратных метров индивидуального жилья, привлечь 7,5 миллиарда рублей инвестиций и, как результат, улучшить жилищные условия для 10 000 ульяновских семей.

– Но никакие объемы строительства не могут компенсировать износ старого жилого фонда. Как предлагается решать эту проблему?

– Учитывая, что более половины многоквартирных домов нашей области имеют от 31 до 65 процентов изношенности, капитальный ремонт такого объема можно осуществить только с федеральной помощью. Областным парламентом в Москву было направлено обращение о необходимости разработки соответствующей федеральной целевой программы, в которую региональные и муниципальные бюджеты вошли бы на правах софинансирования. (Кстати, аналогичная инициатива исходила еще от целого ряда субъектов Федерации). И с этого года начал работу Фонд содействия реформирования ЖКХ. Но, дожидаясь ответа, мы не сидели сложа руки! Законодательным Собранием утверждена областная программа «Комфортные условия проживания», включающая комплекс мер, направленных на повышение качества, состояния и сохранности многоквартирных жилых домов Ульяновской области. Другая программа – «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилфонда» – предусматривает полную ликвидацию такого жилья к 2010 году.