Что-то давно ничего не слышно о деле Владимира Николаева, бывшего главы Заволжского района, и его заместителя Анатолия Нечаева, арестованных в августе прошлого года. Следствие продолжается, и особых новостей по возбуждённому уголовному делу пока нет. Но кое-какие подробности стали всплывать. Напомним, что руководители района были арестованы в момент получения взятки за обещание содействия в получении земельного участка. В момент ареста у Николаева, якобы, оказались документы о проведении торгов по продаже земли. Скорость появления документов поражала: аукцион был проведён 3 августа, а в день ареста, 4 августа (в субботу!), у Николаева, якобы, изъяли протоколы этого аукциона…
Напомним: Николаев и Нечаев были арестованы в результате операции, которую проводили работники Главного управления МВД РФ по Приволжскому федеральному округу, ФСБ и регионального УБОП. В общем, силы были задействованы немалые. В роли взяткодателя выступила нижегородская фирма «МСТА».
Грязное пятно
В общем, сложилось впечатление, что операция планировалась и координировалась не из Ульяновска. Почему? Зачем? Если целью операции было – убрать Николаева с должности главы района, то вряд ли стоило «огород городить»: это можно было сделать гораздо с меньшими усилиями и затратами. Если хотели этим арестом скомпрометировать мэра Ульяновска Сергея Ермакова, то и этой цели не достигли.
И хотя Ермаков устроил молниеносный брифинг, брифинг этот получился комичным. Мэр зачем-то рассказал о том, что он, де, проверил состав муниципальной комиссии по проведению торгов и тендеров. Зачем? Было странно, что спустя целых четыре дня (!!!) после ареста своих подчинённых, мэр областного центра не сообщил журналистам, что аукцион проводила вовсе не городская, а областная структура – Фонд имущества Ульяновской области.
В общем, комментарии первых лиц города и области были очень похожи. Ермаков назвал случившееся позором городской администрации, лично мэра и области. Сергей Морозов на своем аппаратном совещании назвал этот «эпизод» «грязным пятном» и посоветовал остальным мздоимцам «сушить сухари». Перечень «остальных мздоимцев» губернатор не огласил…
«Подкоп под мэра»
В конце ноября 2007 года «Симбирский курьер» («СК») опубликовал пересказ письма сестры Николаева к Ермакову. Оказывается, ещё в апреле к Николаеву приходили, якобы, два бизнесмена из Нижнего Новгорода в сопровождении Владимира Ерёмина (в ту пору – председателя городского комитета ЖКХ – Г. А.). Будто эти бизнесмены хотели купить в Ульяновске землю под жилую застройку. «Фирма была фиктивной, а цель визитеров состояла в попытке спровоцировать главу района на взятку», – излагает «СК» письмо сестры Николаева. Но Николаев будто бы сообщил визитёрам, что земельные вопросы находятся не в его компетенции и что гостям нужно обращаться с соответствующей заявкой в соответствующие организации. «Тогда организаторы придумали другой вариант, – пишет родственница главы Заволжского района. – Николаева обманом заманили в кафе, где уже находились «нижегородские бизнесмены», – сообщает «СК». А дальше вам уже известно… Вывод письма: история со взяткой за землю – это «подкоп под мэра».
Что ж, действительно, в разгар массовых публикаций о взятке досталось только городской власти. К «коррупционерам» причисляли только муниципальных чиновников, Анатолия Нечаева обвиняли в создании механизма незаконного выделения земельных участков, право продажи земельных участков присваивали муниципалитету, сообщали о какой-то подставной фирме, благодаря которой землю должна была получить нижегородская фирма «МСТА».
О том, что «продажа» земли проводилась не городской, а областной властью, сообщил только «Новый град Симбирск»…
Для жилищного строительства?
На аукцион 3 августа выставлялись четыре участка в Заволжском районе (восточнее пр-та Дружбы Народов на продолжении проспекта Антонова, в соответствии с распоряжением Правительства области от 28.06.2007 №413-пр). Площадь участков 46; 14,1; 46,7 и 44,3 гектара. Продавалось, как написано в документах, «право на заключение договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства». Начальная цена этих участков (без НДС) равнялась, соответственно, 3,8 млн., 1,17 млн., 3,9 млн., 3,7 млн. рублей…
Победители аукциона, в соответствии с правилами, обязаны в трёхдневный срок со дня подписания протокола о результатах аукциона заключить с Мингосимущества области договор купли-продажи права на заключение договора аренды и в течение 14 дней после подписания договора выплатить стоимость права. А в двухнедельный срок со дня исполнения договора купли-продажи «права» заключить с Мингосимущества договор аренды участка «для его комплексного освоения в целях жилищного строительства».
Более того, победитель аукциона обязан в течение одного года подготовить проект планировки территории и её межевания. В течение трёх лет выполнить работы по благоустройству («посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры»). В условиях аукциона названы и максимальные сроки «осуществления жилищного строительства» – десять лет.
Многие наблюдатели полагали, что в связи с уголовной «примесью» аукцион 3 августа будет признан несостоявшимся. Однако в конце прошлого года результаты аукциона стали известны. Аукцион состоялся (правда, по трём участкам, на участок 44,3 га заявки не поступили). «Право» на два участка купил простой житель Ульяновска, на участок 46,7 га – ООО «МСТА»…
Эту информацию все желающие могут сами увидеть в Интернете на сайте Мингосимущества.
Земля: продана! Раз… ДВА раза?
В общем, оказалось, что в то время, когда журналисты и работники правоохранительных органов комментировали факт ареста Николаева и Нечаева да гадали – будут ли отменены результаты аукциона, его победители подписывали договоры с Мингосимущества.
Что дальше? Будет ли в течение десяти лет на этих участках построено жильё, и насколько оно (и для кого) окажется доступным?
Кто знает?.. Но оказалось, что уже было намерение один из участков… продать (конечно, уже не на аукционе). Возможная цена продажи «голой» земли – до 50 тысяч за сотку. Цена продажи права на заключение договора аренды, сообщу, не сильно отличалась от начальной цены аукциона (см. выше).
Какой доход могла принести «вторичная» продажа победителям аукциона, вы можете подсчитать сами. В одном гектаре – 100 соток. И только за один гектар на «вторичной» продаже можно выручить 5 млн. руб. Теперь умножьте на 14 га или 46…
Может, но принесёт или нет – неизвестно… Эксперты отмечают, что подобные сделки – «нормальная практика». Говорят, что бизнес – есть бизнес. Но добавляют при этом, такой бизнес – для тех, кто имеет возможность эту землю «взять».
А «окончательная», реальная, стоимость участка площадью восемь или десять соток для дома (на этапе строительства жилья), сообщают эксперты, может запросто перевалить за миллион. Ведь этот участок находится в городской черте! Официальные данные: в Москве доля затрат на получение земельного участка достигает 40% (!!!) от себестоимости квадратного метра.
Теперь о другой стороне дела. От продажи права аренды трёх участков на аукционе 3 августа в фонд имущества поступило около 15 млн. Пусть больше, но не намного. Если вторично продать эти три участка даже по цене 30 тыс. за сотку, то это может принести перепродавцам 320 млн.
Постскриптум
В общем, вопрос – что же всё-таки произошло 3 и 4 августа – пока без ответа. Если все же на аукционе была подставная фирма, как предполагали некоторые работники правоохранительных органов, то почему результаты аукциона не отменили? И за что тогда были арестованы Николаев и Нечаев? Ведь они, руководители администрации района, ничего не решали на областном аукционном процессе. Если нижегородской фирме «МСТА» была уготована роль только «взяткодателя», то что будет с участком, который она «купила» на аукционе?
«Грязное» ли это пятно на «белом» мундире «слуг» народа? «Пробелы» ли в местном или федеральном законодательстве? Есть ли в положении об аукционах прямой запрет на перепродажу земли?
Когда я рассказывал об этом знакомым ульяновским предпринимателям, то почему-то одни угрюмо замолкали, у других серело лицо и сжимались кулаки. Кто знает, почему? Быть может, потому, что только официальных миллионеров в области тысяча человек, и каждый из них, я думаю, хотел бы вложить денежки в рост. Вложение в землю – самое выгодное. Как шутил Марк Твен, землю больше не производят. Но даже при деньгах возможность вложения в землю появится не у каждого. Потому что ещё долго будут «производить» законы с лазейками (оставленными для чиновников), когда одни будут иметь «возможность», а другие её иметь не будут. Хотя деньги есть как у первых, так и у вторых.
Источник: “Новый Град Симбирск” от 31 января 2008 г.