Игру лучших хоккеистов мира XX века собрались посмотреть более тысячи ульяновцев

– Волнуюсь сегодня, как во времена выступления за «Волгу», – признался перед выходом на лед стадиона «Труд» известный в прошлом защитник ульяновской команды Владимир ИВАНОВ. – Матч хоть и товарищеский, но ведь в соперниках вон какие знаменитости – Владимир Плавунов, Георгий Канарейкин, Юрий Лизавин, Валерий Бочков… А я два года на коньки не вставал, не хочу перед такими яркими «звездами» ударить лицом в грязь.

С Владимиром Ивановым не поспоришь: звезды в Ульяновск, действительно, приехали ярчайшие! Только перечисленная защитником «Волги» четверка имеет в своей коллекции 24 золотые медали чемпионатов мира! А ведь их партнеры по команде тоже имеют многочисленные титулы.

Перед началом товарищеского матча ветеранов «Волги» и сборной звезд мирового хоккея обеим командам вручили памятные подарки. Не остался с пустыми руками и присутствовавший на стадионе ульяновский губернатор. Капитан «звездной» дружины Юрий ЛИЗАВИН вручил Сергею Морозову статуэтку слонихи и маленького слоненка.

– Мы знали, что Сергей Иванович собирает слонов, поэтому решили пополнить его знаменитую коллекцию, – признался Юрий Лизавин.

Хотя на льду встречались две ветеранские команды, игра началась на высоких скоростях. И долго ждать забитых мячей зрителям не пришлось. Открыли счет звезды: прославленный в прошлом нападающий Георгий Канарейкин совершил сольный рейд к воротам «Волги» и легко переиграл Олега Шубина. Волжане довольно быстро ответили своей результативной атакой, когда Игорь Бойцов использовал своеобразный хоккейный буллит. Ульяновцы постарались развить свой успех, особенно активен в атаке был Владимир Иванов.

– Считанных минут мне хватило для того, чтобы вспомнить былые ощущения, -заявил хоккеист. – То, что игра пошла, меня еще больше окрылило, добавило сил.

Именно Иванов стал соавтором второго мяча в ворота звезд: Владимира не по правилам остановили в чужой штрафной. А назначенный пенальти реализовал Александр Некрасов. Но спустя минуту счет вновь стал равным: защитник «Волги» Владимир Коваль неудачно прервал прострел с фланга, срезав мяч в собственные ворота. Во втором тайме игра в догонялки продолжилась. В итоге финальный свисток главного арбитра Андрея Грехова зафиксировал боевую ничью – 4:4. Завершился праздник массовым фотографированием на память.

Юрий ЛИЗАВИН: Меня заставили уехать как конкурента

Один из самых знаменитых хоккеистов мира Юрий Лизавин свой путь в большой спорт начал в ульяновской спортивной секции. В 20-летнем возрасте он уехал из родного города. Но даже после 40 лет проживания в Москве по-прежнему считает Ульяновск своей родиной.

– Юрий Степанович, для болельщиков подобные матчи – это возможность увидеть своими глазами знаменитых игроков прошлых лет, пообщаться с ними, взять автограф. А что означают такие встречи для самих спортсменов-ветеранов?

– Это адреналин нашей сегодняшней жизни. Став ветеранами, мы превратились в обычных пенсионеров, обделенных вниманием общества. Но ведь в молодые годы мы привыкли быть на виду, общение с большим количеством людей для полноценной жизни нам нужно так же, как воздух. И подобные встречи ветеранов дают такую возможность. За несколько часов своего пребывания в Ульяновске я пообщался не только со многими своими старыми знакомыми, но и с обычными болельщиками. Не скрою, мне очень приятно, что меня до сих пор помнят в родном городе.

– А что заставило вас в свое время покинуть Ульяновск?

– Мой отъезд случился в 1963-м году. Я тогда уже выступал за «Волгу». И тут в Ульяновск пожаловал хабаровский СКА. В том поединке я сыграл очень удачно, чем сильно рассердил руководство дальневосточного клуба. После матча хабаровчане решили узнать о своем обидчике поподробнее. И им стало известно, что мне пора… проходить воинскую службу. Я был поставлен перед выбором: либо становлюсь армейцем в составе хабаровской команды, либо надеваю кирзовые сапоги и на два года забываю о хоккее. Пришлось стать игроком СКА. А «Волга», бывшая одним из конкурентов хабаровчан в борьбе за медали, понесла очередную потерю в составе.

– Однако всемирную славу вы приобрели, уже будучи московским динамовцем…

– В составе СКА я провел пять сезонов, а в 1968-м году был приглашен в московское «Динамо». Над предложением долго не раздумывал. «Динамо» было лидером отечественного хоккея, к тому же жизнь в столице была более обеспеченной, чем где-то на периферии. Но я не согласен, что всемирно известным меня сделал только динамовский клуб. Свою лепту в мое становление внесли и хабаровский СКА, и «Волга». Всегда и во всех документах я писал, что являюсь воспитанником ульяновской хоккейной школы.

– Прошло уже 45 лет, как вы покинули Ульяновск. Часто ли за это время бывали в родном городе?

– У меня здесь живет любимая теща, поэтому визиты в родной город я совершал достаточно часто. Поначалу со всей семьей мы приезжали к ней в гости едва ли не каждый год, но в последнее время наши поездки стали более редкими. Как говорится, годы берут свое: теще в прошлом году исполнилось 85, мы тоже уже люди немолодые.

– Можно ли назвать наш город второй родиной после Москвы?

– Хотя я уже 40 лет живу в Москве, родным этот город для меня так и не стал. Ульяновск – моя первая и единственная родина! Венец, Волга, знаменитый ульяновский пляж -мои любимые места в родном городе. Они часто видятся мне во сне.

– Сильно ли изменился Ульяновск со времен вашего детства?

– Да, особенно в последние годы. Вот прошелся я сегодня по родной улице Льва Толстого и… не узнал ее. Она стала какой-то узенькой, неуютной. Да и в целом Ульяновск стал городом контрастов. Например, на центральных улицах появилось много новых современных зданий, вечером светло, как днем. В то же время в соседних переулках стоят полуразвалившиеся столетние дома, а экскурсия по таким местам сулит горожанам приключения.

– Юрий Степанович, в сегодняшнем матче против ветеранов «Волги» ваша сборная звезд мирового хоккея произвела впечатление более сыгранной команды. Вы что, часто проводите подобные поединки?

– Играем мы тогда, когда поступают предложения. Иногда бывает по три-четыре поединка в месяц, иногда – один матч за полгода. Но наше взаимопонимание от этого не зависит. Оно было заложено давно, когда мы много лет играли друг с другом за сборную страны.