Предвыборная гонка вышла на финишную прямую. До выборов остается ровно месяц. И уже недалек тот день, когда мы услышим фамилии тех, кто будет представлять наши интересы в Законодательном Собрании. Кто войдет в состав областного парламента нового созыва, пока неизвестно, но одно уже сегодня представляется совершенно очевидным: в него не войдут многие из тех, чьи сердца греют сегодня депутатские мандаты.
Интересно, а как себя чувствуют в эти дни действующие депутаты ЗСО? Собирают ли они, смирившись с неизбежностью, свои депутатские манатки, или намереваются биться за свои обжитые (и хлебные, надо сказать) места, вступив в предвыборную борьбу?
Судя по тому, что в опубликованных списках кандидатов нет многих из числа нынешних депутатов, есть в ЗСО и смирившиеся с судьбой, и есть такие, кто не хочет сдаваться без боя. Хотя называть слабаками тех депутатов, кто не выставил свою кандидатуру на предстоящие выборы, было бы, наверное, неправильно. Может быть, как раз они-то и есть люди сильные и достаточно самокритичные: у них хватило мужества признать, что работали они на законодательной ниве, мягко говоря, недостаточно хорошо и пора отойти в сторону.
Хотя, по большому счету, отойти в сторону надо бы всем нынешним депутатам Законодательного Собрания. Или почти всем. Что же касается тех из них, кто баллотировался в 2003-м году по городским округам, то подавляющему большинству следовало бы не просто уйти, а еще и покаяться, посыпав голову пеплом, как говорится. Поскольку они, составляя практически половину депутатского корпуса и имея, в силу этого, реальные возможности работать на благо города, отстаивая интересы жителей Ульяновска, делали вместо этого непонятно что. И все годы их сидения в мягких креслах депутатов не внесли в жизнь ульяновцев сколько-нибудь существенных изменений в лучшую сторону. А сам областной центр был у них в роли пасынка. И это притом, что за счет Ульяновска (и его жителей) ежегодно формируется львиная доля доходной части областного бюджета. Мало того, даже статуса областного центра, как такового, наш город до сих пор не имеет, хотя он (статус) мог бы приносить в казну определенные средства из федерального центра.
Мне, конечно, могут возразить, сказав, что депутаты обязаны думать не о своих «вотчинах», а исходить из интересов всего региона – на то они и депутаты не какой-нибудь муниципальной думы, а ЗСО.
Кто бы спорил. Да, и Старая Кулатка, и Базарный Сызган, конечно, нуждаются в дотациях и помощи от области, но подходить к вопросу о распределении средств по региону нужно, по крайней мере, пропорционально. Утверждения типа «они же нас кормят» (Марина Беспалова) здесь не проходят: как они нас кормят, если себя прокормить не в состоянии?
Но ни о какой пропорциональности в распределении областного бюджета нет. Следовательно, нет в нем и справедливости. Казалось бы, чего проще: раздели всю доходную часть на количество жителей области, а потом распределяй деньги по районам согласно количеству людей, в нем проживающих.
Сейчас мне скажут, что это популизм, что я горожу ерунду. Пусть так, пусть доказать наивность моих рассуждений не составляет труда. Я, в принципе, и не настаиваю на том, чтобы все у нас было поровну. Но не учитывать реальных, насущных потребностей одних, выдавая преференции другим, нельзя. Как можно, зная о том, что в области проживает много остронуждающихся семей, детей-сирот и просто нищих и бомжей, выделять на содержание чиновничьего аппарата и самого депутатского корпуса сотни миллионов рублей? Помните, как взвились депутаты ЗСО, узнав что их «меньшие братья»-депутаты гордумы получают незаконную зарплату? Но никто из них не задался вопросом о затратах на содержание их самих – со служебными автомобилями, шикарными кабинетами с секретарями, с загранкомандировками, санаториями и прочими земными благами (ничто человеческое депутатам не чуждо!): соразмерно ли оно их роли и месту в жизни области?
Если назвать сейчас, в какую копеечку обходится ульяновцам содержание одного депутата ЗСО, то все вопросы о том, почему наша жизнь не сильно меняется к лучшему, отпадут сами собой, поскольку на ум читателю придет только одно: известная поговорка про то, что сытый голодного не разумеет.
Именно из этого, наверное, из сытости прикормленных депутатов и исходят многие проблемы, стоящие сегодня перед Ульяновском и ульяновцами. Что, скажите, вот уже третий год мешает решить вопрос о финансировании из областного бюджета объектов пригородной зоны, сброшенной городу по принципу «на те, боже, что нам не гоже» – без финансирования? А ведь это не просто объекты. Это водопроводы, котельные, газовое хозяйство, канализация – это система жизнеобеспечения.
А взять такой вопрос. Городской бюджет-2008 уже сверстан. Средства на 14-процентное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы (с 1 февраля) по решению федерального центра, в нем не заложены. Для этого нужно 200 миллионов рублей. Но будут ли эти деньги компенсированы городу из областного бюджета, пока, увы, неизвестно. Кто от этой неразберихи может пострадать в первую очередь, разъяснять не надо: врачи, учителя, воспитатели детских садов. А пострадают они, и это неминуемо отразится и на всех нас. Но депутаты, похоже, заняты чем-то своим, если они сегодня вообще в состоянии чем-то заниматься – все решится потом. И, возможно, не ими. Дай бы Бог, чтобы не ими. А то так и останемся мы для законодателей людьми второго сорта. Не надоело?