Почти все российские регионы бросились учреждать местные награды и почетные звания

Доски почета советского образца украшают сегодня многие улицы Москвы.
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ

Доски почета советского образца украшают сегодня многие улицы Москвы.

Свидетелями необычной церемонии стали недавно почетные граждане Ульяновска. Награжденных этим званием стало так много, что их изображения просто перестали помещаться на специальной доске почета в областном центре. Пришлось в торжественной обстановке вернуть фотографии владельцам. Теперь героев Ульяновска будут знать не в лицо, а по фамилиям: галерею заменит список.

Наградной бум разразился не только в Ульяновске, но и в других регионах страны. Причем нередко награждение современных героев локального масштаба превращается из торжественной церемонии в фарс. Повальное увлечение медалями уже успело обернуться скандалами, ведь действительно заслуженные люди часто остаются ни с чем. Корреспонденты «Новых Известий» попытались выяснить, откуда пошла мода на почетные звания и награды местного значения и почему в особом фаворе сегодня оказываются чиновники, бизнесмены и депутаты.

Хотя никаких ощутимых бонусов статус «Почетный гражданин Москвы» не дает, чтобы его получить, придется попотеть. Причина – в довольно жестких критериях отбора кандидатур. Награда вручается за многолетнее занятие благотворительностью, совершение мужественных поступков во благо жителей города, заслуги в разных областях с выдающимися результатами для Москвы. «В последние годы награждаем именно по последнему пункту, – рассказал «НИ» член комиссии Мосгордумы и правительства Москвы по присвоению звания Евгений Бунимович. – Кроме того, есть ряд довольно жестких ограничений. Например, мы не можем награждать чиновников и людей, ушедших из жизни. Поэтому, к сожалению, не успели стать почетными москвичами Булат Окуджава или Юрий Никулин. Еще у нас нельзя самому выдвигать свою кандидатуру. Это могут сделать только организации».

По словам г-на Бунимовича, выдвижение кандидата нередко заканчивается конфузом. По мнению работников коллектива, их начальник достоин награды, просто из соображений «а почему бы не выдвинуть». Спору нет, это может быть очень хороший человек, но до награды его дела не дотягивают. Это вообще непросто сделать – дотянуть. Ведь в очень коротком списке почетных граждан Москвы – ректор МГУ Виктор Садовничий, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, композитор Александра Пахмутова и знаменитый учитель Леонид Мильграм. Кстати, почетным москвичом чуть не стал Александр Солженицын, но он сам в вежливой форме отказался от награды со словами: «Не осмелюсь, слишком мало я сделал для этого города».

Больше трех орденов не выдавать

Куда проще получить награду в регионе. Так, в Калужской области три года назад начали вручать медаль «За особые заслуги». Решение о награждении принимает специальная комиссия, причем исключительно на основе ходатайств от предприятий и органов местного самоуправления. Критерии отбора звучат весьма расплывчато: «за повышение престижа области». Именно поэтому медалью III степени отмечено около 500 человек, в основном это чиновники и руководители практически всех крупных предприятий региона. Ежегодно этот список пополняется на 150 человек. Награда «За заслуги перед Калужской областью» II степени есть у 5 человек, среди которых глава местной епархии митрополит Климент и председатели образцово-показательных колхозов, ну а I степень пока никто не получил – она дается только через два года после получения второй. Никаких особых привилегий, кроме 3 тыс. рублей в конверте, медали не дают.

Никаких особых почестей не получают и обладатели ордена Кадырова – высшей награды Чеченской Республики, учрежденной после гибели президента Ахмат-хаджи Кадырова в мае 2004 года. Местные власти уверены, что внимание на таком уровне – уже привилегия. Стать орденоносцем можно за «заслуги и личный вклад в дело восстановления государственной власти, экономики и народного хозяйства республики». К золотому ордену, украшенному бриллиантами, прилагается 1,8 тыс. рублей.

Количество орденов, которые вручили за три года, местные чиновники почему-то держат в строжайшем секрете. Известно, что награжденных женщин не так много. Имя одной из них знает вся республика – это исполнительница народных песен Аймани Айдамирова. «После получения этой награды у меня открылось второе дыхание, – говорит она. – Я осознаю, что это большая ответственность». Кавалерами ордена стали не только местные деятели, но и политики, известные всей стране. В их числе мэр Москвы Юрий Лужков и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Деньги прилагаются

Интересно отметить, что во многих областях России награды – вещь не только почетная, но и прибыльная. Так, в Рязани тоже есть своя «медальная» квота – за год почетными гражданами области могут стать не более трех человек, поскольку им положена ежегодная выплата в размере 10 тыс. рублей.

А в Обнинске, втором по величине городе Калужской области, из-за нешуточных сражений за право получить медаль даже пришлось жестко регламентировать количество награжденных. Дело в том, что звание почетного гражданина дает не только 5 тыс. рублей в конверте при вручении награды, но и по 2 тыс. рублей ежемесячно. После того, как однажды звание присвоили сразу семерым старожилам города, было решено присваивать по одному званию в год. «Так теперь фактически выстроилась очередь, – рассказала «НИ» депутат городского собрания Алла Просвиркина. – Попробуй теперь – выбери!». Сейчас в Обнинске 32 почетных гражданина. Среди них два японских врача, которые в середине 90-х годов оказали благотворительную помощь Обнинскому медицинскому радиологическому центру. Но по 2 тыс. рублей ежемесячно им не отправляют – материальная поддержка положена только местным почетным гражданам.

Еще более заманчивой выглядит перспектива быть награжденным в Краснодарском крае. Кубанские чиновники и бизнесмены не блещут природной скромностью и смело выдвигают собственные кандидатуры на получение региональных наград. И это неудивительно. Так, «Героям труда Кубани», помимо увесистой золотой звезды, положены и солидные бонусы. Например, дополнительный трехнедельный оплачиваемый отпуск, полное освобождение от оплаты коммунальных услуг, более 10 тыс. рублей доплаты ежемесячно, а после смерти вдова или вдовец могут рассчитывать на половину этой суммы, а также на единовременную выплату в размере 20 тыс. рублей и средства на надгробную плиту.

Немудрено, что такой приятный во всех отношениях знак трудовой доблести вручается не каждому, за пять лет его получили 84 человека. Это руководители крупных компаний, чиновники, ректоры вузов и художественных коллективов, милицейские генералы, мэр Сочи и звезда мирового уровня Анна Нетребко. Ходили слухи, что героиней «за развитие кубанского балета» станет и Анастасия Волочкова, но, увы, балерину почему-то не наградили. Есть среди награжденных, правда, учительница, тракторист, свинарка и доярка, но общей картины это не меняет.

Кстати, один из героев труда Кубани, председатель колхоза имени Ленина Юрий Хараман был настолько окрылен своей наградой, что создал специальную систему внутриколхозных наград. «Ветеран труда колхоза» получает от своего руководителя ряд бонусов, включая дополнительную пенсию в размере 2 тыс. рублей и 30% надбавку к зарплате. В год г-н Хараман награждает 3–4 человека.

Героический фарс

А вот в Ульяновске до недавнего времени не было вообще никаких ограничений на выдвижение кандидатур. Местные депутаты регулярно выбирают «почетных граждан города», а местная администрация учредила альтернативное звание – «Лучший человек города». Список почетных граждан висит в фойе здания городского парламента. Раньше размещались их фотопортреты, и все могли знать героев в лицо. Но галерея настолько разрослась, что на стене попросту не осталось свободного пространства. Портреты пришлось снять, а на их месте появился перечень, с виду очень напоминающий поминальник. Все почетные граждане Ульяновска получают единовременное пособие в размере 20 минимальных окладов труда плюс ежемесячная надбавка в размере пяти МРОТ, а также бесплатный проезд, посещение театров и музеев. Кроме того, все они имеют право присутствовать на заседаниях городской Думы. Выбирает лауреатов специальная комиссия.

Стремительно растущее число почетных граждан даже стало поводом для скандала. Представители местной общественности заявили, что процедура присуждения звания «Почетный гражданин» превратилась в фарс. А имена почетных граждан ничего жителям города не говорят. Ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Смалюга не столь давно стал почетным гражданином Ульяновска. Смалюга был призван на фронт в 1941 году и прошел войну в зенитной артиллерии через Карельский фронт, Сталинград, Курскую дугу. На счету ветерана – 13 сбитых вражеских самолетов. Говорит, что звание почетного гражданина для него значит очень многое. «Мои заслуги оценили, а это самое важное. К сожалению, сейчас у нас начали штамповать звания, потому что люди любят ими козырять. А почетный гражданин должен и вести себя почетно, – рассказал «НИ» Дмитрий Смалюга. – Нельзя раздавать награды и звания всем подряд, иначе рискуем полностью дискредитировать саму идею. Мне очень обидно, когда в одном ряду со мной оказываются сомнительные люди, ровным счетом ничего не сделавшие для родного края».

Местные парламентарии прислушались к критике и утвердили дополнительный, пусть и весьма размытый, критерий для кандидатов. Теперь у почетных граждан должна быть «долговременная и устойчивая известность среди значительного числа жителей города».

Как рассказал «НИ» независимый политолог Дмитрий Орешкин, эта тенденция идет скорее с советских времен. «У чиновников редко хватает фантазии потратить казенные деньги на что-то полезное, – убежден политолог. – На что-то глобальное их не хватает, но девать средства куда-то надо. Вот и появляются у нас, как в свое время гипсовые пионеры в парках, многочисленные местечковые награды. Инициатива-то полезная, но в провинциальном исполнении выглядит грустно – как глянцевая калька со старших, московских братьев. Кроме того, велик риск того, что это превратится в «торговлю титулами».

Кавалеры на вылет

Впрочем, из обоймы награжденных сегодня можно и выпасть. В некоторых российских регионах местные власти под натиском общественности вынуждены пересматривать «наградную практику». На Кубани, к примеру, для лишения звания или награды не требуется приговора суда, достаточно распоряжения губернатора, если последний, конечно, сочтет, что орден или медаль получил недостойный человек. В Ульяновске отзывом почетных званий призвана заниматься специальная комиссия при городском парламенте.

До конкретных решений дело, правда, не дошло, хотя «кандидаты на вылет» уже имеются. Например, почетный гражданин Ульяновска Вячеслав Абанин, бывший директор механического завода, осужденный за присвоение и растрату чужого имущества на 4,5 года условно. Иногда дело доходит до полного абсурда. Например, не столь давно суд приговорил к двум годам лишения свободы условно депутата Карсунского района Ульяновской области Ахтяма Хасянова, обвинявшегося прокуратурой в растрате денежных средств и разорении предприятия, которое возглавлял. Лишь только после вынесения приговора стало известно о том, что имя парламентария занесено в «Золотую книгу почета Ульяновской области». Местные власти посчитали, что даже уголовное наказание не затмит стахановского труда депутата. И не стали исключать его имя из списка уважаемых персон.