В нынешней ситуации, когда на нас накатывается очередная выборная кампания, чиновникам и депутатам всех уровней, обслуживающих интересы исполнительной власти, приходится проявлять прямо-таки чудеса словесной эквилибристики.

Так недавно было объявлено о том, что властями достигнуто соглашение с владельцами крупных сетевых компаний о замораживании цен на ряд продуктов до 1 мая 2008 года. При этом заявители от властных структур скромно умалчивают о том, что они вынуждены договариваться с торговцами после того, как сами осознано фактически полностью отказались от рычагов экономического влияния на ценовую ситуацию на рынке.

Административный ресурс, как показали последние месяцы, здесь оказывается малоэффективным. При этом умалчивается и о том, что заключённые договорённости с владельцами торговых сетей, не лишают их возможности медленно, но верно поднимать цены.

Сейчас примерно 80 процентов продовольствия продаваемого в магазинах Ульяновской области продовольствия, привозное из соседних регионов. Отпускается оно по тамошним, более высоким ценам. Плюс транспортные расходы. Здесь важной составляющей является цена на бензин. А он, несмотря на летнее обещание президента Путина не допустить роста цен на горючее, тем не менее, продолжает потихоньку дорожать. В итоге товар прибывает в магазин уже с изрядно подросшей ценой. Так что даже при соблюдении договоренности о 5-ти процентной наценке, цены на прилавках всё равно продолжают расти, несмотря на усилия властей.

Впрочем, чтобы задрать цену вовсе не обязательно выезжать за пределы Ульяновской области. Да, местные производители, как и обещали, держат старые отпускные цены. Но, пройдя через цепочку переработчиков и посредников, каждый из которых сделает свою пятипроцентную наценку, местная продукция легко подтягивается в цене до уровня привозной.

При этом заметьте, все абсолютно законно. Уже объявлено, что цены на энергоносители в январе-феврале вырастут от 10 до 25 процентов для разных категорий потребителей, что потянет за собой рост цен на все виды товаров и услуг. В таком случае, пятипроцентная наценка уже не будет играть никакой роли.

К тому же замораживание наценки касается только 25-ти видов, так называемых, социально значимых товаров. Когда в Ульяновской области вводилось ограничение на продажу спиртного после 20-то часов, чиновники и депутаты через подвластные СМИ рекомендовали предпринимателям, чтобы компенсировать потери, повышать цены на другие товары, не входящие в группу социально значимых. А это и бытовая химия, и кондитерские изделия и многое другое.

Однако сам по себе рост цен не самое страшное, что может ожидать население. Еще в июле, когда цены на продовольствие и другие видов товаров поскакали вверх, некоторые экономисты высказывали предостережение, что эти ценовые скачки есть ни что иное, как прелюдия к дефолту, который может произойти уже в 2008 году.

Действительно, многие предвестники той катастрофы сейчас имеют место быть. Мировой финансовый рынок уже сотрясает мощный кризис. Как правило, на внутрироссийском рынке последствия подобных кризисов проявляются с некоторой задержкой по времени. Но проявляются неизбежно.

Точно так же, как в 1998 году, всего на 52 процента наполнятся Пенсионный фонд – значит, у государства не хватает для этого ресурсов. Корпоративный долг России в 520 млрд. долларов превышает золотовалютный запас страны в 450 млн. долларов. Неуправляемый никем и никак рост цен на внутреннем рынке тоже является одним из предвестников возможной катастрофы.

Так что если на областной власти и лежит вина за нынешний рост цен, то всего лишь частично. Это общероссийская проблема, которую в каждом регионе пытаются с различной степенью эффективности решить самостоятельно. Свои меры предпринимают мэр Москвы Лужков и кемеровский губернатор Тулеев, по-своему пытаются решить эту проблему на белгородчине. Тем не менее, цены растут везде. Это значит, что вне зависимости от того, произойдет дефолт в 2008 году или нет, всех нас ожидает очень тяжелый год.