«Дом связи» Нового города в феврале неожиданно опустел. Съехал магазин бытовой техники «Маркет», несколько лет размещавшийся на первом этаже. Со второго этажа вместе с шумными очередями ушли связисты: «ВолгаТелеком» перебрался на свои площади – в этом же здании, но только с обратной стороны. Наведя порядок на собственных площадях и сделав реконструкцию, связисты избавились от лишних расходов на аренду. На этом же этаже один за другим освобождаются кабинеты, которые много лет занимали фирмы (самая популярная, наверное, «ВЕНС»). Но вот в конце января рядом с «Домом связи» появился строительный забор…

А 1 февраля прошло заседание Общественной палаты Ульяновской области, посвященное проблемам выделения земельных участков под строительство в Ульяновске. Проблема серьезная…

На заседании выступил и член палаты, директор Управления Федеральной почтовой связи области (УФПС) Константин Долинин (собственно, это управление и ведает «Домом связи»). Выступление Долинина было коротким, немногим более минуты, и из него следовало, что директор – против того, что будет строиться за забором, он – против блокированного с «Домом связи» здания фотоцентра…

«Эти рябины, эти скамейки, – начал свое выступление Долинин, – их завтра уже не будет». А дальше директор эмоционально заговорил о том, что земля под строительство выделена с нарушением, что площадь Победы нужно защищать: «Кто должен защищать площадь Победы? Ветераны должны из могил встать?..» Никаких доказательств нарушений Долинин не привел. Но в нарушениях обвинил. За полторы минуты…

В два раза больше – три минуты (это следует из его показаний на следствии) ушло у директора УФПС на подписание договора на распространение «информационных материалов» 20 сентября 2007 года. Договор этот Долинин подписал в одностороннем порядке, не спросив документов, удостоверяющих личность человека, пришедшего к нему с договором. Как выяснило следствие, «личность», пришедшая к Долинину, использовала чужие анкетные данные и чужие реквизиты фирмы. А «информационные материалы» оказались газетой «Большая политика» (тиражом 400 тысяч, в которой «мочили» руководство «Горячев-фонда» и местного отделения КПРФ). Благодаря этой газете Ульяновск прогремел на самом высоком «избирательном» уровне: сам председатель ЦИКа Владимир Чуров обещал «разобраться» с ульяновским «черным паиром». Разбирается до сих пор…

Запах денег?

Что любопытно… Первые номера «Большой политики» появились в городе после подписания договора «о распространении информационных материалов» заместителем Долинина 20 августа 2007 года. 21 августа газета уже была в почтовых ящиках. Сотни тысяч «чернушки» сделали свое дело: в областном центре поднялся невообразимый шум.

Однако ровно через месяц, в сентябре, ситуация повторилась: «информационные материалы» второй раз превратились в газету «Большая политика». Вряд ли директор УФПС не знал о том, что его почтальоны разносят по почтовым ящикам…

Не мог не знать этого и губернатор. Но почему сразу после первого вброса не были сделаны выводы – неизвестно.

29 октября, призывая политические партии к честной предвыборной борьбе, Сергей Морозов сказал: «Для многих именно это издание («Большая политика» – Г. А.), выпускаемое большим тиражом, стало не только синонимом, но и олицетворением грязных избирательных технологий… В ближайшее время я обращусь в прокуратуру с просьбой разобраться и принять меры по предотвращению впредь применения в нашей области незаконных методов предвыборной агитации и пропаганды, пресечению выпуска изданий, подобных газете «Большая политика».

Кулаками – после драки…

Но перед самым 2 декабря, перед голосованием, почтальоны Долинина разносили еще одну «черную» газету – «Особо секретно», в которой «на орехи» досталось «Справедливой России», ЛДПР и СПС. Не то губернатору не хватило месяца, чтобы «принять меры», не то он просто забыл предупредить Долинина. Лично…

В возбуждении уголовного дела отказать

В ноябре 2007 года следственный комитет при областной прокуратуре, «рассмотрев сообщение о преступлении – рапорт о публикации в газете «Большая политика. Ульяновск» сведений в отношении Александра Кругликова, Олега Горячева и Геннадия Зюганова, принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Но претензии к УФПС были и есть не только у тех, чьи фамилии запачкали в «Большой политике». В настоящее время к судебному процессу против УФПС готовятся ульяновские активисты «РНДС» (собирают необходимые документы). Александр Брагин, лидер ульяновского отделения, рассказывает, что на октябрь-декабрь прошлого года больше четырех тысяч ульяновцев были подписаны на еженедельную оппозиционную газету «Другой взгляд» (газета «Российского народно-демократического союза»). Но за все три месяца подписчики только в октябре получили два номера…

Совсем недавно в ульяновских газетах прошла серия публикаций, в которых сообщалось о претензиях подписчиков к почтовикам: газеты стали приходить с большим опозданием. Некоторые протесты подписчиков вылились даже в разбитые окна почтовых отделений. Константин Долинин объяснил происходящее нехваткой почтальонов, а эту нехватку, в свою очередь, – низкой зарплатой. Пообещав, что с начала года зарплата почтальонам будет повышена. Были бы деньги…

Извини, подвинься!

Денег много не бывает. И потому приходится постоянно придумывать новые способы заработка.

УФПС собирался увеличивать доходы «расширением перечня предоставляемых услуг почтовой связи». То, что взято в кавычки – подписано самим Константином Долининым. Из переписки директора УФПС следует, что «в настоящее время происходит реструктуризация почтовой отрасли, которая предусматривает широкомасштабную реконструкцию объектов почтовой связи». В связи со всем закавыченным у УФПС «возникла производственная необходимость в дополнительных площадях» в «Доме связи» Нового города.

По этим причинам из «Дома связи» «ушла» компьютерная фирма «ВЕНС» (и ранее занимаемые ею площади сейчас пустуют). Потом исчезло ООО «Гран При», но его кабинеты вскоре оказались у кондитерской фирмы «Глобус»…

Вряд ли выгоднее содержать пустые помещения, чем сдавать их в аренду. Но выселение арендаторов продолжается по сей день, и все тише и тише становится в некогда шумных коридорах «Дома связи».

Процесс выселения двух арендаторов, ООО «Фотосоюз» и «АДК», дошел до суда: в октябре прошлого года Долинин подал в арбитраж исковые заявления о выселении этих ООО. Но.

«Фотосоюз» и «АДК» осуществляют обработку фотозаказов на территории Ульяновской области, организуя прием и проявку пленок и печать фотографий в городских и сельских почтовых отделениях. Эта работа ведется в рамках российской программы «Кодак – фотоуслуги почтой». Доход УФПС по этой программе в 2006 году составил 1,2 млн. руб., в 2007 – 1,3 млн. Плюс арендная плата…

Ни арендная плата, ни дополнительные деньги от фотоуслуг не стали препятствием в подаче Долининым исковых заявлений о выселении фирм. Основание для такого требования – вышеизложенная потребность в дополнительных площадях и истечение срока действия договора аренды в апреле 2007 года.

Московские начальники Долинина (Федеральное агентство связи «Почта России»), извещенные о намерениях своего подчиненного, запросили у него «обоснование действий по выселению «АДК», «обоснование необходимости задействовать помещения, используемые арендаторами и технико-экономические обоснования целесообразности отказа от доходов от аренды».

Напомнив о программе «Кодак – фотоуслуги почтой», москвичи предписывают Долинину отозвать исковые заявления. Последнее требование ульяновский почтовик исполнил 25 января 2008 года…

Но мешать сегодняшнему строительству «АДК» УФПС начал еще в 2006 году.

В то время «АДК» был передан в аренду земельный участок для выполнения проектно-изыскательских работ. Необходимые разрешения и согласования были получены. Все – кроме согласования УФПС. Три месяца УФПС упрямилось. Для «АДК» затягивание сроков было чревато прямыми убытками. Прокуратура района, куда обратилось ООО, не нашла в документах «АДК» никаких нарушений законодательства и потому потребовала от Долинина «принять законное и обоснованное решение».

В конце января этого года «АДК» вновь обратилось в прокуратуру. Теперь уже – и в областную. Фирма, оформив полный пакет документов, наконец, получила разрешение на строительство здания фотоцентра (всего на оформление всех документов ушло около пяти лет). Затем заключила договор подряда на строительство, и, когда подрядчики приступили к работе (очистке территории, установке забора), на площадке появился «представитель» УФПС. Товарищ стал угрожать вызовом милиции, отключением воды, электроэнергии и канализации в помещениях, арендуемых «АДК». Разговор с Долининым не принес положительных для строителей результатов.

Но самая интересная «бандероль» пришла 29 января из… Заволжской администрации. Это было устное пожелание: приостановить строительство. Дело в том, что Долинин тоже написал в прокуратуру – на «АДК». Районная администрация, не имея никаких претензий к законному строительству «АДК», но опасаясь шума в предвыборное время («Вы же знаете, что такое – Долинин, как он может поднять шум…»), попросила «АДК» приостановить стройку до «урегулирования» отношений. В администрации сообщили, что неделю назад направили в ООО письмо с просьбой о приостановке работ. До сегодняшнего дня это письмо «АДК» не пришло…

Своя правда Долинина

Накануне выхода газеты я разговаривал с Константином Александровичем. Своего мнения по поводу стройки около «Дома связи» он не изменил: «Я против строительства. Там – комплекс Победы, и не зря посажены рябины, символизирующие кровь солдата. А потому – тревожно: что будет дальше. Блокировка зданий невозможна, потому что закроются «живые» окна почты. Поэтому я дважды и отказал «АДК». Большой вопрос по земле: есть так называемое «межевое дело», которое находится в споре между «ВолгаТелекомом» и «Почтой России». Прокуратура сейчас разбирается, изучает все документы. Мы считаем, что мэр выделил землю незаконно».

Что делать с освободившимися помещениями? Директор УФПС собирается расширять отделение, организовывать, например, пункты коллективного доступа в Интернет, плюс поступают заявки на аренду. Исковые заявления о выселении «АДК» и «Фотосоюза» – да, отозваны по просьбе руководства Москвы, вопросы находятся в стадии урегулирования. Что же до сборов арендной платы, то, говорит Долинин, эти доходы уходили в Москву: «Мы же – филиал, нам оставались крохи». Но коммунальные расходы почта закрывает, оказывая универсальные почтовые услуги (подписка, почтово-банковские переводы), доставляя пенсии и пособия. В общей экономике филиала городские почтовые отделения рентабельны. Зарплату почтальонам «не так чтобы хорошо», но повысили…

Без ответа

На вопрос – что произошло с газетой «Другой взгляд» – Долинин ответил: мол, в предвыборный период было очень много газет, надо разбираться. А по поводу распространения «Большой политики», газет, по словам губернатора, «олицетворяющих грязные избирательные технологии», Константин Александрович повторил уже известное: «На их распространение есть договоры, есть и оплата».

На возражения, что люди, приходившие с договорами были не теми личностями, за которых они себя выдавали, директор сказал: «Договоры смотрел по диагонали, физически не успевал».

И собственно на вопрос: «Как случилось, что во время неутихшего шума после первого выпуска «Большой политики» последовал второй, а в завершение всего почтальоны разнесли «черную» газету «Особо секретно»?» – Константин Александрович не ответил ничего…